Четыре волшебных дня в Новгороде

(1 – 4 августа 2013 г.)

 

Предыстория – Новгород и берестяные грамоты

Барбара давно хотела съездить в Новгород – посмотреть, где и как ищут берестяные грамоты. Я тоже был не против. Действительно, Новгород теперь естественно ассоциируется с грамотами. А я был там всего один раз, лет 30-35 лет тому назад, с Лидой. Тогда мы только старые церкви смотрели, раскопками не интересовались. И даже никакого зрительного образа Новгорода в памяти не осталось, все выветрилось ...

Про сами грамоты я, конечно, что-то слышал давно, но долгое время ничего толком о них не знал. А в 80-е годы узнал от Лиды, что Зализняк стал работать с грамотами и много чего сделал. Наверное, и от Лены Падучевой уже тогда что-то слышал. Кажется, еще до появления Барбары в Москве я уже был как-то на одной из знаменитых осенних лекций Зализняка  в МГУ по итогам новгородских раскопок прошедшего сезона. Потом мы и с Барбарой один или два раза ходили на эти лекции – больше не получалось, осенью мы обычно жили в Америке.

В 99 году мы были с Барбарой в Лейпциге и ходили иногда на семинар Комри в местном отделении института Макса Планка.  На одном из заседаний докладчиком был Зализняк, который был в Лейпциге проездом. Он и тут рассказывал о берестяных грамотах и рассказывал как всегда замечательно.

Но больше всего меня поразили его слова о том, что археологи, открывшие грамоты (в частности, Арциховский), и лингвисты, которые ими тогда занимались, читать их на самом деле не умели.

Приведу цитату из лекции Зализняка: «Дело в том, что история прочтения берестяных грамот… в действительности в какой-то степени драматична. Она началась в 50-ые гг. с открытием первых грамот сложным соединением, с одной стороны, известной рекламы, какое мы теперь имеем замечательное новое открытие, что в древности писали и пр., с прямо противоположной реакцией многих лингвистов того времени, что с точки зрения языка это все убого, потому что ошибка на ошибке, что все написано людьми, которые едва-едва умели писать и могли сделать по три ошибки в пятибуквенном слове.»

Я не буду сам рассказывать про грамоты, приведу несколько ссылок – что такое грамоты и почему это такая замечательная вещь: чем они уникальны как исторические документы и чем интересны лингвистически.

Прежде всего, это две лекции Зализняка (в циклах лекций Полит.ру), совершенно замечательные. Особенно, первая (приведенная выше цитата взята из нее), вторая лекция во многом её повторяет первую.

http://polit.ru/article/2006/11/30/zalizniak/

http://polit.ru/article/2012/10/04/zaliznyak/

Две другие ссылки  – это статья в Википедии и очень хороший сайт, посвященный грамотам:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Берестяные_грамоты

http://gramoty.ru/ 

Теперь про саму поездку. Мы поговорили с Леной Падучевой, она, видимо, обсудила это с Зализняком – когда лучше приехать. Лена заказала гостиницу, а я заказал билеты. И 30 июля мы сели в поезд.

По сути дела, Лена была организатором нашей поездки, она сама говорила, что считает, что мы – ее гости в этой поездки. Да, перед поездкой Лена нас предупредила, что в этом году не нашли ни одной грамоты. И ясно, что уже не найдут. Они сейчас на своем раскопе дошли до слоя 10 века, а в этом слое грамот и не должно быть, «Крещение Руси», это, насколько я помню – 988 г., а грамотность на Руси, наверное распространилась уже после Крещения.

Они (Новгородская экспедиция МГУ), вроде бы, сейчас начали новый раскоп, но там раскопан только верхний, т.е. поздний слой, в котором тоже не может быть грамот.

*   *   *

В моем «пунктирном» дневничке тех дней, в основном – перечисление того, где были и что делали. Всего несколько страниц. Так что текст ниже – расшифровка этого пунктира. Пишу я этот текст в октябре-ноябре 2013 г.

1 августа, Рюриково городище

Поезд пришел точно по расписанию, в 6.10 утра. Такси до гостиницы «Садко», Лена заранее забронировала там номера – для нас и для себя. У входа в гостиницу стоял Зализняк – Лена сказала, что он болеет, простудился.

Поздоровались, зарегистрировались в гостинице, получили ключ от номера и договорились встретиться в гостиничном ресторане за завтраком. В этом же ресторане мы потом и завтракали, и обедали. Как правило, вчетвером – Лена с Зализняком и мы с Барбарой. Удобно, никуда ходить не надо. Очень неплохо и сравнительно недорого, кажется, рублей 200 с носа.

В первый день была намечена поездка на пароходике на Рюриково городище. Это вверх по Волхову, в двух километрах от города, недалеко от озера Ильмень. Вроде бы именно там, на холме на правом берегу Волхова, Рюрик основал первое поселение. А может быть какое-то небольшое поселение там уже было и Рюрик там обосновался.

Но еще до пароходика Лена показала нам место, где раньше была база экспедиции – во дворе церкви Николы (?). Это недалеко от гостиницы, практически по пути к Кремлю и Волхову, где должен был стоять наш пароходик. 

На пароходике должна была ехать делегация англичан –  из общества любителей древностей. Мы пришли раньше англичан. Лена знала пароль – «Мы по приглашению Трояновского» (если я не переврал фамилию местного деятеля, который этих англичан пригласил и опекал, с ним заранее договорились).

Вскоре пришли англичане. Их довольно много, человек 30, при них два переводчика-экскурсовода, и какая-то женщина, кажется, из местных археологов, знакомая Лены.

Плывем, это совсем недалеко. Говорят – по воде 2 км, а по суше, по местным дорогам – 18, таковы особенности местной географии. Причаливаем к каким-то мосткам, выходим. Очень живописно – сравнительно небольшой холм, на нем – руины церкви Благовещения. В стороне от церкви – что-то вроде смотровой площадки, по периметру которой стенды с пояснениями – что это за место, со схемой-реконструкцией, что тут было во времена Рюрика и позже. Недалеко от этой площадки – раскоп, там и сейчас работают местные археологи. Вроде бы, там много чего нашли, в частности, много «варяжских» следов.

А между церковью и площадкой – громадный валун, его туда откуда-то специально привезли, чтобы как-то маркировать место. Рассказывали, что когда этот валун устанавливали, там был Янин[1] и он, бедный, сломал ногу.

Место небольшое, вокруг вода, особенно весной. Много народу там не могло поместиться, поэтому думают, что город был основан чуть ниже по реке, где больше сухого места (хотя и там вокруг болота).

Есть предположение, что само слово «Новгород» – новый город – отсылает к этому городищу, которое было раньше.

Ниже несколько ссылок про городище.

http://ru.wikipedia.org/wiki/・粽_

Пройдя по этой ссылке, стоит вернуться и кликнуть на Images for Рюриково городище. Там много замечательных фотографий.

См. также http://mapcy.narod.ru/novgorod_ru/gorodische.htm

На другом берегу Волхова, почти напротив, чуть ближе к городу – большой Юрьев монастырь.

Возвращаемся на свой пароходик. Он везет нас назад, проплывает мимо города, экскурсоводы рассказывают об окрестностях. Катаемся, наверное, часа два, если не больше. Англичане перекусывают, для них организован походный ланч. Внизу на пароходике работает буфет. Мы что-то там покупаем и жуем.

Вернулись в нашу гостиницу. Пообедали в ресторане.

После этого я чуть поспал в номере – ночью в поезде не выспался.

После этого сходили в магазин – напротив гостиницы, очень приличный. Купили еды и вина.

Поужинали в номере. В ресторане можно было взять то ли чайник с кипятком, то ли термос, уже не помню. Заварили ромашку.

Во второй половине дня время от времени шел дождь.

2 августа. Кремль, Софийский собор, Гиппиус

После завтрака часов в 11 идем в Кремль. Туда сегодня часов в 12  Гиппиус приведет студентов «Вышки»[2] смотреть граффити в Софийском соборе. Алексей Гиппиус – новое для нас знакомство. Он сейчас один их ключевых людей, занимающихся берестяными грамотами и древними надписями (граффити) на стенах церквей. Он работает в Институте славяноведения, там же, где и Зализняк, а сейчас он еще профессор на новом филологическом факультете в Вышке. И вот  привез сюда студентов из Вышки на практику. И сегодня будет показывать им надписи (граффити), найденные на стенах Софийского собора. А мы – Лена, Барбара и я – пойдем вместе с ними.

Но это в 12, а пока мы гуляем по Кремлю, обходим вокруг Софийского собора, это главный собор в Новгороде, он чуть младше киевской Софии. Замечательна одна из дверей собора, сделанная в средние века в Германии, кажется в Нюрнберге, чугун, художественное литье.

Кремль очень симпатичный, слава богу, никаких властных органов там не обитает. На небольшой центральной площади памятник «Тысячелетие России».

Подходит назначенное время, идем к собору. Гиппиус со студентами уже там. Здороваемся и знакомимся. Он разделил группу студентов на две половины и сейчас ведет первую.

Поднимаемся по лестнице. На стенах время то тут, то там эти самые граффити – их открыли, кажется, при сравнительно недавнем ремонте и они выделены на стене.

На лестнице темно, у Гиппиуса два фонаря, большой и маленький. Он освещает надписи, сам что-то говорит, предлагает студентам почитать. Видимо, некоторые из них довольно хорошо подготовлены и, с его помощью, читают вслух.

Видно, что он замечательный преподаватель.

[Надеюсь вставить тут фотографии, которые Барбара сделала]

Поднимаемся на верхний уровень, видимо, туда, где хор располагается. Собор громадный. Гиппиус что-то рассказывает, и про фрески, и про Новгород. Уже плохо помню, что.

Потом идем вниз. Там, на каком-то недавно вскрытом месте, где какие-то могилы, тоже на стене надписи.

Главное впечатление этого дня – Гиппиус и его рассказы. Нам Лена что-то рассказывает про него и про его работы. Говорит, что он очень увлекающийся человек и все не может кончить какую-то книгу с очень интересными результатами. Надеется, что ему поможет Савва Михеев, сын Миши Михеева. Он, вроде бы очень организованный человек.

После собора идем в музей – он на территории Кремля, прямо у уже упомянутого памятника «Тысячелетию России».

В музее два основных раздела – первый этаж – исторический, про Новгород, а второй – коллекция Новгородских икон. Проходим первый этаж немножко бегом, только кое где останавливаясь. Уже поздно и мы устали. Хотя в музее много интересного. Есть и несколько видео о грамотах. Одно видео – рассказ Янина, другое – Гиппиуса. На стенах расшифровки нескольких грамот. Лена говорит – что расшифровки старые, с ошибками. Музейщики еще не успели заменить их на правильные.

На площадке второго этажа, перед входом в залы коллекции икон – новая «инсталляция», фигура Рюрика и еще какие-то скульптуры. Лена ужасается и смеется.

По залам с иконами проходим быстро. Хотя очевидно, что собрание икон здесь замечательное. Но мы действительно устали, уже слишком много впечатлений. Ну и иконы – это особый мир, я тут полный профан. Останавливаемся только перед знаменитой «иконой про икону», как икона Богоматери помогла новгородцам в битве с суздальцами.

Я уже не помню, был ли в музее «музейный магазин». Кажется что-то можно было купить у касс. Но немного, разве что, какие-то открытки. Я спросил, а нет ли календарей? Если бы этот музей был в Америке, там в «музейном магазине» продавали бы тысячи вещей, связанных с Новгородом – постеров, самых разных календарей, например, календарей с иконами из музея, или с берестяными грамотами. И просто, какие-нибудь сувениры, типа копий грамот. Впрочем, несколько лет тому назад Лена Падучева подарила нам такого рода копию грамоты, очень хорошо сделанную. Но сейчас ничего такого не было.

Возвращаемся домой – уже хорошо знакомой дорогой, от Кремля, через мост. Мимо скопления церквей на правом берегу.

За поздним обедом делимся впечатлениями – Гиппиус, студенты, музей. Зализняк говорит, что Гиппиус – педагог от Бога. Говорит, что в Новгороде он снимает квартиру. Ездит на велосипеде, в частности, ездил как-то на Рюриково городище – 18 км в одну сторону. Велосипед у него уже третий. Первый у него украли, второй ему не понравился.

Зализняк говорит, что в Вышке у профессоров большая зарплата – раза в три больше, чем в МГУ. И Гиппиус может позволить себе и квартиру снять, и три велосипеда купить.

После обеда я пошел погулять по городскому валу. Он как раз «проходит» мимо нашей гостиницы. Вал зарос травой, но поверху была тропа. Вдоль вала тёк какой-то ручей. Потом тропа кончилась и я вернулся «домой».

Поужинали, как и в прошлый раз в номере. У нас было вино, какая-то еда, потом я опять достал кипяток и заварил ромашку.

3 августа. Юрьев монастырь. В гости к Янину.

На этот день была намечена большая программа: с утра – в Юрьев монастырь, часов в шесть – в гости к Янину. Это я сейчас пишу – к Янину, для связности с предыдущей частью. А говорилось – Рыбина приглашает нас «на чай»[3]. Так, конечно, и было.

Рыбина Е.А. – жена Янина. Вторая. Первая умерла лет 20 тому назад. И через какое-то время он женился на Рыбиной. Она давно работала в его экспедиции, тоже археолог, доктор наук. Янин после того, как сломал ногу на Рюриковом городище, уже не в лучшей форме. Да и просто, ему уже за 80, он с 29 года. Так что в гости, естественно, именно Рыбина приглашает – Зализняка с Леной и нас с Барбарой.

Вначале предполагалось, что ненадолго, часа на два, потому что на вечер была намечена лекция Зализняка для студентов, на которую и мы тоже, конечно, собирались пойти.

После завтрака едем в Юрьев монастырь. Я уже писал, что он чуть южнее Новгорода, напротив Рюрикова городища, на левом берегу Волхова. Едем на такси. А оно едет в обход, на дальний мост. Ближний, по которому мы ехали с вокзала, на ремонте, проезд по нему открыт только рано утром. Несмотря на большой крюк, это все же не слишком далеко, наверное, минут 20-30. Бойкий таксист все время развлекал нас разговорами. Говорил что уже две смены дорожного начальства посадили за воровство.

Приехали. Ну, монастырь, как монастырь. В центре – собор. В него экскурсии. Но мы – сами по себе, в промежутке между двумя группами туристов.. Но слышим, как экскурсовод жалуется, что народу приезжает мало. Раньше тут были мощи какого-то святого (или святых) и приезжали паломники. А теперь мощи куда-то увезли, паломники не ходят. И пожертвований почти нет.

Хождение по приведенной выше ссылке напомнило мне, что главный собор монастыря – это Георгиевский. А Юрьев монастырь назван так в честь Ярослава Мудрого, которого после крещения назвали Георгием (Юрием). Все это и экскурсоводка говорила, но я уже забыл.

Раньше в соборе были какие-то знаменитые старые фрески. Но в 1912 г. при реконструкции собора их сбили. Сохранился небольшой кусочек, который был скрыт за какой-то стенкой. Теперь эту стенку разобрали и видны остатки старых фресок.

Приведу ссылку на найденный в Интернете чей-то рассказ о Юрьевском монастыре. Там, в основном, фотографии – очень хорошие.

Выходим. Не сразу находим уборную – никаких указателей. Спрашиваем в церковной лавке. Показывают на дверь какого-то здания у входа.

Недалеко от монастыря есть еще музей под открытым небом (Витославицы) старые деревянные церкви и дома, свезенные сюда из окрестных мест. Туда около километра. Идем туда. У входа небольшой рыночек – лавки сувениров. Их штук 20 – два ряда. В основном всякие поделки из дерева и бересты. Барбара покупает бусы из бересты – она раньше видела такого типа бусы у нашей дачной соседки Лены  (Лена с Володей, ее мужем, только что вернулись из поездки по Новгороду, Пскову и другим окрестным городам). И еще разных сувениров накупаем, в основном, разных изделий из бересты.

Идем в музей. Заходим в какой-то дом, в какую-то церковь. Все это похоже на музей в Кижах, только поменьше.

У какого-то домика бойкий дядька торгует сувенирами. Особым спросом пользуются всякие амулеты – от дурного глаза, «оберег» от соперницы – что-то еще в этом роде. Возвращаемся и идем к автобусной остановке.

С полчаса ждем автобуса. Потом с полчаса на нем едем – наша остановка недалеко от Кремля – только у другого входа в Кремль, с дальней от Волхова стороны.

Но по дороге к Кремлю еще идет торговля разными сувенирами – просто на улице и в лавках, их тут много.

На улице торгуют картинками. Барбара покупает одну или две небольшие картинки на бересте. Продает их местная жительница, а рисует ее муж-армянин. Картинки симпатичные, использующие фактуру самой бересты. Заходим в лавку «Художественного фонда» или чего-то в этом роде. Барбара и тут что-то покупает.

Недалеко от входа в Кремль компания молодых людей с птицами – ворон, сова и сокол. Они предлагают фотографироваться с птицами за деньги, говорят – на прокорм птиц, они их подобрали и выхаживают. Кажется, рублей сто за право сделать фотографию. Барбара фотографируется.

Возвращаемся в гостиницу, обедаем. Как я уже писал, на 6 часов назначен визит «на чай» к Рыбиной и Янину. Они живут здесь в квартире, которую Янину подарил Новгород, в благодарность за его заслуги.

Около шести часов встречаемся в холле гостиницы. Выясняется, что Рыбина отменила намеченную на вечер лекцию Зализняка, мотивируя это тем, что он нездоров и ему не стоит напрягать горло и т.п. Частично это верно, но, наверное, и ей не хотелось комкать этот вечер.

 Приходим. Знакомимся. Идем к столу – шикарный стол, три громадных пирога – с рыбой, с капустой, и, кажется, с мясом, не помню уже. Пироги покупные, но из какого-то хорошего места, их только что подогрели, пахнут… Какие-то закуски – уже забыл, какие. И хорошие вина – французское шабли и что-то красное, тоже, кажется, французское. Рыбина говорит, что у них тут какой-то хороший «академический» винный магазин. Что значит в этом контексте слово академический – уже не помню.

Пьем, едим, пироги замечательные. Про рыбный пирог естественные шутки, что у Рыбиной главный пирог с рыбиной. Янину вина дают только пригубить, он слегка театрально скандалит, что ему не дают пить. Ему явно хочется, но Рыбина тверда.

После пирогов чай – черный, зеленый. Я прошу зеленый – замечательный, какой-то очень хороший сорт, Рыбина говорит – кто-то подарил. Из пакетиков тут не пьют, молодцы.

После чая угощают пластинками. Оказывается Янин всю жизнь собирал старые пластинки, у него громадная коллекция. Есть дореволюционные пластинки, односторонние, я таких никогда не видел, не знал даже, что такие существуют. Пластинки проигрывают на настоящем старом граммофоне, с громадной трубой. Говорят, что основная проблема с этим граммофоном была – как достать иголки[4]. Пока кто-то из знакомых где-то (кажется, в сельском магазине) увидел, что продают эти иголки и купил все, что в этом месте продавалось – большое количество.

Хороший вечер. Возвращаемся домой сравнительно рано – солнце еще не село. Но тут закат позже, чем в Москве – и севернее, и западнее. Зализняк с Леной идут домой, а мы с Барбарой по совету Зализняка идем посмотреть на закат, солнце садится как раз на Кремль.

Выходим на набережную, как раз солнце садится. Но тут почти белые ночи и светло, даже когда оно село. И мы проходим мимо скопления церквей на «нашей» стороне Волхова, тут их очень много. У одной из церквей – археологический раскоп («Воскресенский», но это, кажется, другая экспедиция, не Янинская)

Возвращаемся в гостиницу уже в темноте.

4 августа, последний день. Поездка в Липны.

Липны – это остров в северной части озера Ильмень. На острове старая церковь (Николы). В церкви на стенах граффити. Поэтому Гиппиус и везет туда своих студентов. И нас с Барбарой (Лена туда не едет, она уже была там в прошлом году). Утром он заезжает за нами на такси. С ним его двоюродный брат.

Едем на такси до яхт-клуба. Это где-то к югу, на берегу Волхова, вроде бы недалеко от Юрьева монастыря. Студенты уже там. На остров нас повезут на двух яхтах, довольно больших, всего едет человек 30, а то и 40. Яхты настоящие, парусные, но паруса убраны, едем на моторах. На обратном пути на нашей яхте подняли было парус, на нем проехали немного, но потом почти сразу спустили.

Выезжаем в озеро, берега низкие, к острову подходим по протоке. Погода чудная, солнце, тепло.

Церковь на небольшом холмике. Хорошая, старая. Рядом с церковью домик. Там то ли смотрители этой церкви живут, то ли еще кто-то. Люди, которые на яхтах нас привезли как-то с ними связаны, то ли дачу там снимают, то ли еще как-то.

Открывают церковь. Да, еще до этого то ли Гиппиус, то ли одна из студенток рассказывают об этой церкви. Я уже ничего не помню.

Потом студентов опять делят пополам и, как и в Софийском соборе в Новгороде, они читают надписи. В церкви темно, опять светят фонарем. Мы заходим. Барбара, кажется, опять фотографирует.

Я выхожу и устраиваюсь на травке около церкви. Потом брожу вокруг. Из домика выносят для нас то ли корзину, то ли ведро яблок. Яблоки очень вкусные. Вспоминаю, что такие яблоки были в Казани в родительском саду. Кажется, «Белый налив». И понимаю, что очень давно таких вкусных яблок не ел. То, что сейчас продается в сетевых магазинах, и в Москве, и в Америке – совсем другой тип яблок.

Потом нас кормят. За холмом, внизу большой навес, под навесом громадный стол. На столе тарелки с копченой щукой (она черная, чуть-чуть перекоптили). И тарелки с вареной рыбой, из ухи. А уху разливают. Шикарное угощение, очень естественное для такого места.

У Гиппиуса в руках бутылка водки. Наливают «взрослым», студентов, вроде бы, не поят. Но всеобщие тосты. Первый – памяти Живова. Оказывается он в прошлом году тут был. Потом в честь Барбары – Гиппиус сплетает какую-то сложную конструкцию про святую Варвару, уже не помню связи. Выпиваем.

Потом купание – с яхт. Купаются студенты. Барбара где-то наблюдает птиц. Я сижу на яхте и ем яблоки.

Тепло. Все немного осоловели – после обеда, на солнце. Все это продолжается довольно долго.

Едем домой. Я уже писал, что ненадолго поднимают парус, но потом сворачивают. Возвращаемся в яхт-клуб. Гиппиус заказывает нам такси. С нами возвращаются Рождественские – сестры–близнецы, ленинградки, они тоже были в поездке. Одна из них – жена Бондарко, ленинградского лингвиста. Она тоже лингвист, кажется, известный, занимается старыми граффити.

Нашел в Интернете и рассказ о поездке на Липны – там хорошие фотографии. Кстати, участников этой поездки тоже кормили ухой и копченой рыбой, видимо обитатели домика у церкви традиционно оказывают такую услугу – молодцы.

Выходим из такси у Кремля, там же, где и накануне. В гостинице примерно в 7 часов. Из номера мы «выехали» еще утром. Наши вещи в камере хранения гостиницы. Лена зовет нас к себе. Но мы решаем остаться в холле гостиницы. Там есть кресла и электричество, можно компьютеры подключить.

Через какое-то время – такси на поезд. Едем вчетвером – Лена с Зализняком и мы с Барбарой. Вокзал. Прощаемся с Зализняком. Расходимся по своим вагонам – у Лены билет в другой вагон.

Наши соседи по купе – французы, молодая пара. Но оба – немного русские. У него отец русский, у нее – тоже кто-то из родителей. Они гостили у ее родственников на даче под Лугой. Общаемся с ними на английском.

У меня в коридоре диалог с мальчиком из соседнего купе. Он говорит, что он с родителями жил в Юрьевом монастыре – «Мой папа Библию переводит». Кто его папа и с какого языка и на какой он переводит – осталось тайной.

Поезд прибывает в Москву рано – в 5.30 утра. Прощаемся с Леной – она идет не такси. А мы на метро – туда уже пускают и поезда ходят. Путешествие закончено.

Замечательная поездка. Столько впечатлений за эти четыре дня! И город нам понравился, особенно центр, где мы жили и немного бродили. Тихий, уютный. Интересно, что много кошек, явно домашних и гуляющих вокруг. И они не убегают, дают себя погладить.

Только вот на экспедиционном раскопе так и не побывали.

 



[1] Начальник Новгородской археологической экспедиции МГУ (с 1962 г.), сменивший на этом посту Арциховского.

[2] «Вышка» на московском сленге  -- это «Высшая школа экономики». Там с недавних пор есть филологический факультет.

[3] Не знаю, то ли это свойство людей, то ли их фамилий, но одних людей (за глаза) обычно зовут по именам, а других – по фамилиям.

[4] Люди помоложе наверное уже не знают, что такое граммофонные иголки. Я помню патефонные, наверное, это одно и тоже – небольшая иголочка, вставлявшаяся в звукосниматель. Она касалась звуковой дорожки пластинки и ее колебания преобразовывались в звук.