<1-ая
книжка, 1921
г.>
«Бог умер,
теперь хотим мы,— чтобы жил сверхчеловек».
Ницше
<ссылки и редакторские комментарии убраны из текста>.
Т.е.: Бог приблизься ко мне, стань
мною, но самым лучшим, самым высшим мною —
сверхмною, сверхчеловеком.
Это просто «реализация Бога», как и все
учение о сверхчеловеке.
Эволюция —
всмотрись,
не [реакция] велико ли
возвращение.
Не значит ли то, что человек не знает
правды; что правды нет и быть не может и не нужна она: что стремление к правде
великое заблуждение, что жизнь имеет базисом не истину, а свободную игру и радость.
Равномерного движения в природе нет —
есть лишь ритмическое, ударное,
волнообразное. Маховик машины, регулирующий ход, разбивает редкий и
[силам удара] высокий ритм (нарастание и падение ускорения) на очень маленькие и
частые удары, почти не заметные, чем
и [улучш<ает>] делает возможной работу станков. Это происходит так потому,
что движущееся тело окружено другими телами, непричастными его движению,
т.е. сопротивлением внешнего
мира.
Истина — тайна, всегда тайна. Очевидных
истин нет.
Дурак
есть
неверно,
глупо.
[Иванъ Вогулъ]
Иванъ
Вогулъ
Всякому телу соответствует особый,
присущий только [этому] ему, электрический потенциал.
[Прово] Электропроводимость есть
свойство материи смещать с себя излишек потенциала, сообщенного извне. Это
смещение у раз-
17
|
|
личных тел различно; это зависит от
молекулярной конструкции тела, т.е. от возможности данного тела превращать в
зависимость от своего внутреннего строения
сообщаемый <Фраза не завершена.>
Электр<ический> потенциал
превращать в другие формы энергии, теплоту и пр.
Значит, электропроводимость есть
свойство тела [пере] смещать с себя излишек потенциала [против] против
собственного, природного; и это смещение [находит] прямо пропорционально
[величине] невозможности тела превращать полученный извне ток в другие формы
энергии.
Ток всегда находится на поверхности
тел, т.е. на гранях, у выхода через которые тело как <бы> выливает,
смещает неприсущий его природе потенциал в пространство. [Поэтому] По этой
причине ток всегда гнездится по
поверхностям, как можно ближе к «выходу».
Взять два тела с как можно
различающейся проводимостью, напр.,
[стекло] и медь и выставить [пару] одно (медную большую пластину) наружу под
бродячие токи атмосферы.
Я слишком богат, чтобы считать свои
богатства.
В каждом
явлении вселенной мы имеем налицо все формы энергии (в сущности, единую), но
воспринимаем эти формы соответственно
устройству своих органов чувств и поэтому воспринимаем явление то как
звук, то как цвет, то как раздражение (ток), цвет и т.п. В сущности, каждое
явление представляет собой единовременно все формы энергии (известные нам и
неизвестные) и только мы воспринимаем его в пределах своих чувств, в одной или
нескольких формах.
Градация форм энергии:
(порядок восприятия их
чувствами)
I. Видимость самого фактора ([потенциал]
созерцание [фак<тора>] генератора энергии в потенции) — зрение предмета,
могущего быть источником энергии.
II. Звук (движение, колебание предмета в
среде и раздражение этой среды от трения об [предмет] нее колеблющегося
предмета) и [разд<ражение>]
реагирующее раздражение органа чувств.
III. Электрич<еский> ток
([специфическ<ое>] характерное раздражение тела).
IV.
Теплота.
18
V. Свет и др. неизвестные нам энергии за
отсутствием у них воспринимающих органов
чувств.
В сущности же
энергия проявляется единовременно во всех своих
Формах. Созерцание же
нами ее в одной какой-нибудь форм<е>
есть ложь наших чувств.
Свобода живет
только там, где человек свободен и перед самим собой, где нет стыда и жалости к
самому себе. И потому всякий человек может быть свободным, и никто не может
лишить его свободы, если
он сам того захочет. Насилие, которое захочет человек применить как будто для удовлетворения
собственной свободы, [—] на самом
деле уничтожает эту свободу, ибо где сила — там нет свободы, свобода там — где
совесть и отсутствие стыда перед собою за дела свои.
((Написать
книжку
«Истинная
свобода»))
[Мне приснился
голос]
На суд Божий явились два человека: один
еле живой, умирающий, другой цветущий и
радостный.
— Что ты
делал? — спросил Бог перваго.
— Всю жизнь
умирал во имя Твое,— отвечал тот.
— Для
чего?
— Чтобы не
умереть.
— А ты? —
спросил Бог втораго.
— Всю жизнь боялся смерти и заботился
только о теле своем, [ибо в нем вся жизнь / чтобы не угасла в нем жизнь],
источнике жизни.
— Для
чего?
— Чтобы не
погасла в нем жизнь.
[- Оба]
Тогда сказал Бог обоим:
— Оба вы хотели одного — жизни и ушли
от нея, один — в неживой дух, [другой] ибо умертвил тело, другой — в мертвое
тело, [ибо] ибо забыл все, кроме тела. И оба вы мертвы. Но вот, если бы вы постигли, что дух и плоть одно,— оба были бы вечно живы и радостны радостью
Моей. Не много дорог в мире, а одна, не многие [сразу попадают] идут по ней.
— Что же теперь
делать нам? — спросили согрешившие. [—
Воскреснуть]
— Понять себя и
[начать] жить сначала.
Закон мировой необходимости — закон
мировой свободы.
19
|
<Страницы 20, 26, 28, 32, 38, 56,
76, 84, 120, 122,126, 168, 178, 184, 186, 192, 194, 202, 204, 221, 224, 228,
230, 232, 234, 264, 268, 276 бумажного издания в электронном варианте не
воспроизводятся. На них - фрагменты рукописи Платонова, его рисунки, чертежи,
фотографии документов. В электронном тексте нет также предисловия, сносок и
комментариев, именного указателя и текстов приложений. Страницы по возможности
сохранены, даже восстановлены там, где они не ставятся по типографским
правилам.
М.М.>
Я и творец, и
сотворенный!
Свобода — вот
причина мира (космоса и гражданского состояния).
В сущности нет
ни детей, ни взрослых — есть одинаковые люди.
Взрослый ни
дороже, ни дешевле ребенка.
Дети — все
[взрослые] разумные люди. Великая ложь — смотреть на них
сверху; они хитроумный удивительный и наблюдательный
народ.
Электротехника
должна быть самостоятельной огромной наукой,
объединяющей всю практику ([эле] собственно электротехнику) и теорию
электричества — электрику, электрологию.
И эта наука, хотя и кровное дитя
физики, должна отщепиться от своей матери и
жить отдельно, совершенствуясь.
Гений: он
слабых задушит, сильным даст жизнь. Знание это
золото веры, разменянное на медяки. Нет такого огня, который бы не погас в
океане.
Вѣра. Знанiе и Сомнѣнiе
(Сказка)
[Миллионы веков тому назад] Тысячу лет
тому назад жила на свете царица Вера, вечная невеста Бога. И пламенем любви и
силы своей она светила над людьми и давала им радость в жизни. Искры огня ее
были душами [людей и] всех живых тварей на земле и счастье никогда не
[опустошалось] уходило со света, никогда во все время, как жила [Be] Царица Вера — пламенная Невеста
Небесного Жениха.
И вот Вера была так богата сама собою,
[любовью и силой своею] что никогда не
мотала богатства своего. Она отдавала людям любовь и силу свою без счета
[и так] и возврата и наконец совсем отдалась миру и перестала жить. Но зато в
каждом дыхании жизни светил ея свет и вся земля наполнилась Верою [, из которой
выросла] и росла к небу Любовь, как свет из пламени.
[Когда Вера сошла в мир] Но прежде чем
сойти в мир, каждой душе Вера дала свет свой и [вся рассыпалась] рассеялась
оттого, как Бог рассеивается ночью [в небе / мало / в бесконечности] в звездах небес.
21 |
Везде была Вера
— и нигде ее не было. Это оттого, что она променяла свой
могучий единый Свет на миллионы искр. Искр — душ в мире стало миллион, но это были
искры, а не Солнце, как [Вера] тысячи
медных копеек хоть и стоят золота, но не золото.
Вера раньше
знала только одна про самое себя, теперь ее узнало все живое, ибо она разменялась ради
этого Знания из-за любви своей, у великого
хитреца менялы — Сомнения.
Сомнение променял все золото Веры на
медяки и пустил их в оборот по
миру.
[Так] Исчезла
со Света [золото] Вера, ибо Она разменяла у [Менялы] Сомнения свое золото уверенности
и надежды на медяки Знания, а золото оставила у менялы Сомнения.
А.К.
Караси и язи
Поплелися по
грязи —
Потихоньку,
потихоньку
И почти что не
спеша.
Об
интеллекте
I) Возможно ли, и есть ли в науке
теории или гипотезы [или <нрзб.>
о господстве] о применимости
дарвинизма [и в] к прогрессу физиологических процессов в организме животных,
особенно человека.
II) Объясните и опишите мне в коротких
словах [спинной и го<ловной>] спинной и головной мозг (функции их),
особенно место их соединения под затылком [и подробно]. Совершенно подробно
— ту часть мозга, где спинной мозг переходит в головной, особенность этого переход<а/ного> мозга
сравнительно с головным и спинным и
т.д.
Электричество —
там, где есть два вида материи с разной химической структурой — между ними
пробегает ток, как стремление смешаться,
уравняться в третьем общем виде.
Искусство заключается в том, чтобы
посредством наипростейшего выразить
наисложнейшее. Оно — высшая форма экономии.
<Записи
с обратной стороны книжки>
Люби
и верь — и будешь счастлив.
10
апреля
22
|
|
[Маша, Маша, Мамушка мамаша, Ты иди
обедать,
А то стынеткаша.]
Маша, Маша,
Масляная каша,
А
Андрей-сельдерей
Жиденок
воробей.
[Тихое
сердечко
Лежало на
печке.]
[Сердца пути не разгаданы,Человек человеку
далек.]
|
[23]