<12-ая книжка, 1935 г.>

Сон грядущий

Колесо это рисунок окружной линии бегущих ног верблюда в нашем воображении (собственно сектор круга, а не полный круг).

Узник может превратиться не только в др<угого> человека, но и в черепаху, в кошку — в эти тоже людские существа. Черепаха на карачках — настоящий человек.

Русский дом в Азии: глинобит<ный> дувал, дом, деревян<ная> уборная, икона под дерев<янным> «зонтом», два креста — две могилы, погреб-ледник: полное царство души и тела, замкнутый мир.

Насколько человек неустойчивое, взволнованное существо — трепещущее, колеблемое, трудное, мучимое и мучительное, etc.,— главное — невозможное, неустойчивое.

Усопшая пустыня — гремит колокольчик верблюда, и все приближается.

Гость человечества — сам не человек, п<отому> ч<то> абсолютно не знал человечества и действовал наоборот социальным законам, как безумный, как лучший или как...

— Я тебя ведь целовал маленького, а теперь ты мертвый.

Тема неженатого батрака, семьи, согревающей женщины, но женщина Азии любить не может.

План

п-ь-е-с-ы

Азия — гость Европы,

(ожид<ание> хозяина)     [Кочмат]

гость Якубджанов

[инж] учен<ый> — Чагатаев, Назар.

Мать Чагатаева — Ак-Гюль,

154


его отец — Молла,

его сестра — Ай-Теджен,

его друг — Назар-Шакир,

[Суфьян]

Тохта-Ханым — его невеста,

Суфьян — дурак жизни, человек масшт<абный>.

Вера готовила на 4 жеребцов, ждет до 3—4 ч<асов> ночи и плачет.

[Гость] Отец тоже одинокий, мечется по улице, в гости, угощает кухарок пивом, любезничает с чужими молодыми, неуклюжий бедный старый человек.

Человечество — без облагораживания его животными и растениями — погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве.

Животн<ые> и раст<ения> — всегда наши современники, и дело совсем не в атавизме, а в дружбе, в санитарии души.

[План: Бедняк Гость Невеста Осел]

Человек с лицом брата Господня — Якова, или римлянина-вольноотпущенника.

Долгий брак основ<ан> не на верности пары, а на том, что один из этой пары, или они оба, втайне любят постороннего.

Он работал беззаветно и бесплатно.

Летчик в воздухе один с машиной, как монах, как святой техники.

«Новый народ, национальность — значкисты». (трамвай)

[Затейники:

Ах, ель, что за ель,

Ну что за шишечки на ней?]

 

155

 


Странно:

раньше все вещи делались громоздко, стационарно, ктр. можно перенести лишь однажды (рояль, граммоф<онная> труба, гардеробы), теперь все в виде чемоданов, траспортабельно, мобильно, временно (патефон-чемодан и т.д.),— это время.

И даже женщины: раньше были жопы, теперь плюгавки.

На том свете все должны быть незнакомыми: вероятность встречи очень мала. Миллиарды миллиардов ведь уже скончались, заблудишься, как в поезде-дешевке.

Ведь все люди живут в личной жизни с разбитыми сердцами. Но дело в том, чтобы жить с цельными сердцами.

[Заказывал 3 подводы, когда требовалась одна: первая не приедет, вторая сломается, а уж третья как-нибудь.]

Атлантида завела «культуру» — направила все принципиально чёрт знает куда (через Азию, Грецию, Рим etc.), а сама спряталась в воду потом: катись, я вас разыграла.

Для Москвы:

Она совсем плоха, но героически меняет себя и все, ибо откуда же хорошее, высшее, как не из дела, не из напряжения себя, не из мученичества, а Сартор<иус> ищет какого-то пассивного, настоящего, кем-то (кем же?) созданного счастья, вообще «истины».

— Во-первых, у меня денег нету, а во-вторых: как вам нравится это во-первых?

Для «Узника» —

Люди сами сознают себя неверно, или — природа себя «сознает» не такою, какою ее сознает человек. Человек сам себя не знает, его должен узнать «писатель».

Счет живописца — церкви:

«Залатал дыру Марии Магдалины».

«Пририсовал Св. Семейству [личный] недостающий член» — etc.

«Иностранец» (или обыватель) — на вопрос о надземных станциях метро:

— Это не нужники.

156


«Он блоковщик! (т.е. блокировщик)» — троцкист.

Для Узника

Вся философия есть способ самозащиты угнетенных людей против угнетателей, путем поисков такого слова, чтоб их угнетали не до смерти, чтоб слово это подействовало на угнетателей особым. неизвестным магическим образом,— но чёрта с два это выйдет.

«Там» — ничего нет, как в мусорной куче — все разнообразно и все одинаково. Цена лучшей вещи — копейка, грош, вышедший из обращения.

Денежная система всегда отражает прогресс эксплуатации (в смысле монетного, валютного, ценностного понимания).

Для Узника

Тайна женщины, вообще человека: жить в душе нечем, надо чтоб любил другой, в котором возможно настоящее,— но ведь этого нет. Любовь, это перекладывание ответственности на другого, а самому — право быть пустым.

Оч<ень> важно!!

[Не есть ли вся «наука-техника» лишь способ прогресса <нрзб.>]

Производство страдало за отсутствием пирометра (термопары) — нет платины. Платину взяли из зубной коронки зубов (вырыли из могил, из зубов мервецов) — и производство пошло.

Надо относиться к людям по-отцовски.

Человек (допустим, Божко), ктр. прислушивается к борьбе сил в собственном организме, слушает, как бьются шарики, см. дальше < Следующий лист книжки утрачен. >

Истина в том, что в СССР создается семья, родня, один детский милый двор, и Сталин — отец или старший брат всех, Сталин — родитель свежего ясного человечества, другой природы, другого сердца.

Мне мстят мертвые, которых я при жизни ошибался и не любил.

157

 

Войти в их среду и изменить их, а не быть вне.

Есть тонкая, вероятно электромагнитн<ой> природы, материя, которая нас — людей — связывает воедино, в «коммунизм» от века, и это в тягость, задача в том, чтобы уйти из пределов действия этой силы, а не в том, чтобы развить ее. Отсюда, м.б., мир Эвклида древних и пр.

Живи на аллах-бабах.

Для Узн<ика>

Простая мысль жить своей жизнью, попробую сначала воображать чужую жизнь, а потом жить чужою душою. В этом — простота и весь максимум.

Всю жизнь, всю жизнь быть канцелярским работником, и зарабатывать все же больше, чем землепашец.

Она сошла с ума на деле вредителей зерновых запасов, на опрыскивании, в борьбе за надл<ежащие> капиталовложения.

Комсомольцы заключили договор со стариками. Старики разрешили снять колокол с церкви, а комсом<ольцы> обязались взамен дать старикам трактор. Колокол сняли, трактора нет. Старики гоняются за комсомольцами.

«Жизнь ведь не так и драгоценна, как думают: а ну, гуртом и с песней под расстрел!»

В трамвае:    (9/IV)

«— Сколько лет ССРу-то?»

«- 16!» (?)

«— Ну что ж, его тоже пора отдать под уголовный суд по новому

закону».

Для Узника:

Это и есть новая любовь между людьми — сквозь души других.

Название романа: «Другой человек» (?)

Бей его за резвость, сукина сына!

158


Разговор животного с человеком.

Ж.: Эх ты, сукин сын, что делаешь! Если б я был в тво[их]ем [чувствах,] уме, чтоб я наделал: я бы счастлив был.

Ч.: А ты перестраивайся в меня.

Ж.: Нет, ну тебя к чёрту...

Обязательно написать про любовь (половую и пр.) самых маленьких детей.

Общее и важнейшее то (для Узника), что каждый живет не своей душой, а чужой, воображением (один — Лермонтов, другой — Петр I, третий — бог, 4 — etc.). Души нет «ни у кого».

Кроме Москвы.

Человек, захотевший победить СССР,— и питающийся научно, химически, чтобы прожить 500 или 1 000 лет,— пережить всех.

[Курица вывела утят. Утята в воду, а мать в пыль лезет. Мать ку­дахтала на берегу пруда, потом с ума сошла. Утята потонули.]

Конец — или близ того «Узника», он, узник, казнит самого себя,— самоубийство или — лучше — вроде, но не с<амоубийст>во с медленным страдальческим концом, себя казнит, как сволочь, стервеца, разоблачившего будто бы человечество,— уничтожение великой гниды земного шара.

«Всемирн<ая> история — затейничество».

Человеку жить нечем, он начал деньги копить, собирать кое-что. Скупец от горя и одиночества.

Человек — «надстроечное» существо в природе; творит не он, а «базисные» силы. У него фатум — ограниченный (в абс<олютном> смысле), в относительном он сделает много.

Он пил, но потом чихал три раза и вытрезвлялся,— и опять пил.

Ехал он на извозчиках (на 3-х) — на одном сапоги лежат, на другом костюм, а на третьем — он сам в чулках и жилете.

Как старик, предколхоза, утащил в правление лампу, и как жена его мучила; потом у этого старика отвалился чулан от избы, в чула-

159

не лежали иконы и хлам старой жизни. Как этот же старик не сделал главн<ое> дело жизни и скулил: каждому сыну по избе, по паре коней, по корове.

Как овца всю семью кормила. Овца — роженица, несет двоешек каждые 1/2 г<ода> или 1 <раз>.

<Адреса и телефоны >

Мухин — <Ленинград>, Каляевская 28, кв.1

Кутырин или Фролов —

«Холодная металлообработка»,

Всес<оюзный> трест Эксперим<ентальных> заводов,

Маросейка, 17, Сектор заказов

Грейнер — Ольховская, 25, кв. 3 (во дворе)

Петя — Нов. Басманная, 1-ый Басманный пер., д. № 4/5

2-й этаж, кв. 29а, тр. 1 от Никит<ских> ворот

Бор<ис> Губер — Арб<ат>, 1-59-44

Трест - 2-99-28

Нат<алья> Абр<амовна> —  4-83-79, с 10 ч.

Божинский — 1-64-16

А.С. Кашинцев — Л<енин>град, ул. Воинова, д. 64, кв. 29

Ев.Еф. Наумова —   Правда, Пролетарская ул., 6, кв. 7

Сац Игорь — ул. Арбат и Смолен<ский> рынок, где Торгсин, Арбат, 54, кв. 86

Чернявщук — Кропоткинская, 28, кв. 10, один продол<житель-ный> звонок

В.М. Мухин — Л<енин>град, А 2-76-30 (служ.), из лаборатории,

Лесной пр., ул. Бенуа, д. 1, корп. 104, кв. 10

Петя — Покровские ворота, Колпачный пер., д. 6, кв. 35

Фельдман — 1-29-57

Вах-

Ст<епан> Мих<айлович> Лунин — Арб<ат>,  1-12-37, ул. т<ангова>, д. 3, кв. 67

Сафонов — 9-90 доб. 1-18

Плеснев —   Б 2-66-91 (дом.)

Андриевский (режиссер) — Миуссы, 1-99-14

Валя — 37-60