<14-ая книжка, 1935-1936 гг.>
В Якутии или где-то
далеко было создано «Общество любителей одного узкоколейного паровоза»,— там появилась и была только одна эта машина. Затем некотор<ые> члены
этого об<щест>ва переделывали
Москву и строили пр<очие> «чудеса техники».
Жене мужа
влюбленный ин<остране>ц подарил беличье манто. Не зная, куда его деть, боясь мужа, жена
заложила манто в ломбард, а мужу показала
квитанцию, сказав, что нашла ее: интересно бы посмотреть, что за такое
пальто-манто. Муж пошел получать пальто-манто
по квитанции. Увидел, манто хорошее. Отнес в подарок его своей любовнице, а у любовницы взял ее ледащее пальто-плоскушку и принес жене. Жена, видя, что это не
беличье манто, а обман,— в истерику.
Муж в недоумении. Но жене беличье манто дороже всего, и она сложно признается, лишь бы возвратить манто,— действие развивается дальше.
Для «Москвы»:
Он, Сарториус,
смотрел на других знакомых, привычных людей и думал: да они ли это, м.б., и они стали другими, не собою,
как я — не я, незнакомый, некий.
Все упорядочение,
«счастье» etc. мира есть
гиперболическое воображение и практическая философия канцеляриста. Военное искусство тоже есть
«канцеляризм».
Для Москвы
Когда он просил купить ему велосипед или
еще что-нибудь, «дядя» ему говорил: вон у Сашки, Леньки уже есть велосипед, думай, что это твой, и Sartorius думал, что чужой велосипед — его, и был доволен, ездил
в воображении на нем, смазывал, знал номер машины, занимался велосипедом больше,
чем тот, у кого машина действительно была.
Студийский как тип
человека, чисто послевоенной формации: контуженный и поглупевший, от этого добрый,
кроткий, но с припадками злобы и отчаяния.
[Спор о [деньгах]
золоте. Старик бегает за золотопромышленником вокруг печки, на печке лежит его
старуха-хозяйка. Она говорит гостю — золотоиск<ателю>: «Поддайся, ты поддайся,
не мучай моего старика, ножик вострый, ты сразу так и помрешь».]
Погода — пивная,
спиртовая etc.
Какой-то странный
долголетний сон.— Стойка вроде книжной, вроде «до востребования», я
что-то и получаю и нет. Мне дают что-то
и отказывают. Какие-то якобы мои рукописи, которые ценятся, но во мне они вызывают стыд. Двусмысленное
отношение ко мне «стоечника».— Бред,
но страшный.
«Сорок лет спящий» — рассказ написать на
мою дет<скую> тему.
Природа, она мила и добра тем, что
наш[е]и первородн[ое]ые силы там и до сих
пор действуют в чистоте, «наружи», близко к нашему пониманию, тогда как в людях это братское родство действия, душевной аналогичности скрыто, завуалировано
тысячью условностей, искажениями социальной жизни, общественным коэффициентом.
Для
Сч<астливой> Москвы
Жизнь своя стала чужой и еще представляет
чужую вдвойне. т.е., будучи уже не
собой, он еще добавочно жил чужой жизнью, в квадрате, т<ак> сказ<ать>,
т.е.— не думай сам, что это «т.е.»!
О [Вере] Наде, о
сестре, ведь ее не любили в семье, не любил отец, равнодушна была мать,— и
общественность, школа, советская власть были для нее все счастье, все — в
отличье от враждеб<ной> семьи.
Напр.:
«Что-то не слышно
твоего голосочка,
Затяни-ка песню, противная
дочка!»
А «противная» потом умерла. Умерла.
Человек, не
говоривший ничего, ни с кем ни слова, потому что слово, по его мнению, абсолютно
бесполезно,— истинный чистый фашист.
173
Муж бьет жену. Входит на защиту другая женщина.
— Не бейте вы женщину, она ведь бедная... Битая:
— Не лезьте вы, пусть меня муж убьет. Только вы не
лезьте.
Баба полная:
напарит, нажарит, все на окно выставит: смотрите-глядите, все у меня есть, я горазда,
квартира у меня чистая, все Я приготовила, мой муж Яшка на все зарабатывает, у нас
дома счастье,
смотрите, люди добрые, на наши окна, зайдите в горницу [на] через порог!..
Гроза на дороге из Воронежа в Задонск.
Она расширилась до того, что в молниях приняли участие и звезды, и черные массы
самого далекого неба,— я помню. Когда этот
сон был?
Чтобы жить в
действительности и терпеть ее, нужно все время представлять в голове что-нибудь [в
чем] выдуманное и недействительное.
Ведь Сарториус —
тень, второй человек действительного человека, и паразит чужой души, а она
тоже... и все сцеплено в бред.
Сарториус даже
обрадовался, когда потерял «свою собственную» душу, настолько она незначительная,
мнимая (после «перестройки»). Он и раньше воображал другого, потому что
самому-то жить нечем!
Что такое «сам»? — пустяк с головкой.
Конвейерные весы — акт экспериментальный, а не циферблатные
весы.
<далее формула с
интегралами>
174
Тайна Сарториуса
есть тайна всего исторического челов<еческо-го> об<щест>ва: жить самому
по себе внутри нечем, живи другим человеком, а тот тобой живет, и пошла, и пошла, и так
вместе целые миллиарды.
Для
Сч<астливой> Москвы
Он (Sart<orius>) еле мог
представить самого себя из ничтожества, из неощутимой дряни материи.
Отсутствующие глаза
у Sartoriusa.
Человек-тужилка,
которому все кажется, что он не то сделал, а сделал бы иначе, было бы лучше. Не туда
поступил работать, не по той улице домой пошел etc.
Жить внутри разом
нечем, отсюда и все технические игрушки, все «творчество».
О животных надо тоже
писать: у них много свободы воли, независимого ума etc.
[Раньше были
акц<ионерные> К° и т.д., [теперь трест] раньше наживать это
означало промышлять, торговать, теперь руководить.]
[Что-то гудит
вдалеке постоянно, волнообразно: время ли, истина (забытая) или судьба.]
Любовь: она на 4
этаже, он снизу.
Он: Плюнь, ну плюнь
сюда!
Она плюет.
Он ловит плевок в
ладонь и съедает его.
О животных, о
животных — целый мир свободы и счастья втуне лежит.
Пьеса «Чисто
нервное»
Девочка, кончившая
самоубийством (отравилась уксусной эссенцией, бывает, вероналом): «Дорогая мама,
и т.д.» — многодетная, нечем кормить, не во что одеть...
У Склифосовского.
175
<Далее листы в книжке утрачены.>
Медицина и кое-что etc. это есть тоже агитация, психовка etc., a вовсе не физическое
вещевое воздействие.
Великая старуха
руководит миром.
Мы разговариваем
друг с другом языком нечленораздельным, но истинным.
В человеке нам нравится то, что относится
не к нему самому (женщине, напр.), к
природе (женщины).
Мещанин, а не герой вывезет историю.
Сучкова вдруг в истерике на празднике,
напившись чаю.
Человек
на велосипеде. К в<елосипе>ду прикреплено спереди огромный треугольник с
портретами, с рисунком достижений etc. («Дикарь»)
В голод: лежит
голодный, умирающий, воображает, что над ним мельница (часы на стене), он на мельнице,— мука, он занят,
голода не чувствует, ему хорошо.
Д<ля> Узника.
Душа это тоже — постоянное представление
другого человека и эксплуатация его,
другого.
Не приняли роман — и руки и тело покрыли
нарывы. Сломать человека легче, чем думают.
«Берег чугун для
торгсина: золото, серебро, медь, потом чугун».
[Лучшее место]
Особенно он, Сартор<иус>, любил Каланчевскую
площадь — эти люди, которые исчезают
безвозвратно в поезде, последние полчаса
они с ним.
Человек чрезвычайно неопределенный (!!) (Нарышкин)
176
Ск<олько> стоит конвейер Ск<олько>
стоит мотор —
Для
Сч<астливой> Москвы
Увидев бедную Лизу
(нашу прачку),— не во что одеться, старость, побирушка, работа круглую жизнь,— я (Sartor<ius>) богатый, стал бедным, поклялся <нрзб.> стал работать
нарочно хуже, потерял средства...
Рассказ про двух братьев — Малюченок —
еда, кит<айское> земл<еделие>,
череп в уборной.
Рассказ «Холодная
металлообработка».
В пьянстве есть
пренебрежение к себе, контрэгоизм etc.
<Адреса и телефоны>
Алпатов Лев Мих<айлович> — 2-95-73 (дом.), к 1/IX
Бюро краеведов — 1-42-09, в 5 ч. позв<онить>
Божинский — Миуссы, 1-64-16
Буданцев — К 1-34-32
Зелинский (Корн<елий>
Люц<ианович>) — 4-90-45
Завод — Каляевска<я>,
1 остановка, на Селезневку,
1-й Щемиловский
пер.
Валя — 37-60
Вр<ачебная>
неотл<ожная> пом<ощь> — Д 1-75-99
Лунин Ст<епан> Мих<айлович> — Арб<ат>,
1-12-37
Литвин-Молотое — Арб<ат>, Г 3-94-29
«Нов<ый>мир» — К 0-95-02
Оболенский — 4-19-18
Инна Моисеевна
Зусманович («Общественница», журнал) — 4-05-66
газ. «За индустриал<изацию>»
— Цветной бульв., д. 30, 4 этаж
<177>