<15-ая книжка, 1936 г.>
Записная книжка
чужих идей, мыслей и разговоров
Безразлично:
люди должны проявлять свою жизнь, наслаждаться, стремиться — при
всех обстоятельствах во все времена, будь рабство, будь сред-н<ие> века, будь будущее. Нельзя согнуться
всем, присмиреть, нет — это немногие. Количество радости, оптимизма
прибл<изи-тельно> одинаково, и оно, это количество, способно проявляться
почти в любых формах — в самой даже жалкой форме. Жизнь никто не может, не хочет откладывать до лучших времен, он совершает ее немедленно, в любых условиях.— Отсюда
горбунья — путевой рабочий на
совещ<ании> в «Гудке».
Скупой — добрый, чтоб не заставлять тратиться на себя людей,
скупой — высший добряк в мире.
[— Отчего]
— Вы давно не улыбаетесь?
— Полгода. Я ведь работаю в очень серьезном учреждении — в очень!
— План перевыполнили, а премии платить
нечем!
— Значит, я вовремя ушел!..
Семейность бригады.
К у н э ш
н о !
— Каких конфет?
— Самых дорогих!..
Беря в подарок папиросы,
безрукий-безногий говорит: а зачем они мне,— дескать, ведь я же никому ненужное
говно, зачем на меня тратиться, зачем думать обо мне кому-либо!
179
[Рева в метро:
«Я видел там
американку: она коричневая».]
Кондуктор на
товарном поезде в Лимане во вьюгу.
Урод живет дома,
живет ожиданием, переживанием мелких событий: вот отец придет с работы, вот сестра
вернется — ушла, вот по лестнице кто-то идет: не к нам ли?
Шахтер — на плохой
театр — халтурному актеру — во время представления:
«Это ты нарошно?»
[Мелкая изящная
штопка посылок etc...]
[Играет мальчик
темным утром (на рассвете) дома в Лимане на губной гармонике,—
отец уходит на работу, мать будет стирать — скучно, скучно ему.]
Маркиз де Кюстин
писал когда-то: «Пусть Европа шлет России дрова, чтоб Россия не мерзла, не шла войной
на Европу».—
Теперь Лиман,
уголь, и можно из «России» топить всю Европу. Рева, напр., как «враг маркиза».
[Сторож кооператива
(60 р. в м<еся>ц) с берданкой. Жену третьего дня арестовали по навету. Сторож плакал по ней. Жену выпустили через 2-е суток. Она «там, в аресте»
сильно тосковала, загорюнилась,— и
на воле, чтобы развлечься, побыть с людьми, подышать светом и воздухом,— пошла
снег чистить на станции, вместе с разными поденщицами, а мужу велела вечером
сходить в буфет выпить полбутылки
ситра (15 к.), а когда у них будут деньги, чтоб пить ситро на двоих, и тоска от тюрьмы отойдет от нее,— они
тогда выпьют ситро вдвоем, а сейчас
не хватает денег и жена очень печальна.
Он пьет ситро один.
А ему говорили, что
будто с его женой другой человек живет. Но он же не знает, а жена к нему
добра...]
Капранов из
Тамб<овского> р<айона> — один сын расстрелян за бандитизм, другой
сидит и сейчас, сам тоже, пожалуй, мрачный дальновидный бандит.
180
Наружность пошлая, волосы взбиты в
уездную прическу, глаза с деланной
нежностью, сладостью... В др<угих> отношениях — враждебна ко всем,
ненавидит всех,— любовь к одному съела в ней все человеческое, обычное...
Злоба у старухи от дикой нужды. Она так и
следит, чтобы никто ничего не съел, не выпил: ведь жить ей приходится за 3 р. в
день на шестерых. Вот где злоба, а чуть
«мороз нужды» слабеет,— [и старуха улыбается, она желала бы быть доброй
постоянно, но ей нельзя: все поедят, попьют, износят,— и тогда все семейство
помрет от нужды, бедствия.]
Это удовлетворенное почесывание правым
большим пальцем о левую ладонь, это самоудовлетворенность рабочего мещанина.
Это жеванье колбаски, достигнутой наконец.
Мальчики в вагоне
глухого пригородного поезда (едут б<ез> билетов); их два, один стонет все время:
— Забирут, чи нет!?.
— Забирут, чи
нет!?.
Сч<астливая> М<осква>
Sartorius смеялся, что [«душа»] «чужая душа загадка».
Какая к чёрту!
Мещанин-«механик», он действует по
наименьшему сопротивлению: себя посильней, экономней спасти, чем всех... «Если
все будут хозяевами, что будет....... и «У них есть положение, есть заведующий»
(чтобы не пропускать нищенку через ваг<он>-ресторан)... «Надо соображать, товарищ!»
Мещанин часто имеет коричневые, или
желтые глаза, это коричневый человек, ест жадно, мирно-счастливый,
доискивается, отчего поезд опаздывает на 1/2 часа etc.
Д<ля> Сч<астливой> Москвы
М.б., Sartorius в конце превращается в тип, в характер
самой Москвы и овладевает ее душой бесплатно, без усилий, которые
затратила Москва на свое великое образование. В конце должно остаться великое
напряжение, сюжетный потенциал — столь же резкий, как и в начале романа. Сюжет
не должен проходить и в конце, кончаться.
181
|
Д<ля>
Сч<астливой> Москвы
В ее многомужней пизде была прелесть — запах
многообразного человечества, в ней можно приобрести было опыт многой жизни.
Среди интриг, сплетен, сообщений etc... жить до того нельзя, что надо породниться, создать из страны семью.
[«Мне уж 30 лет:
кому я теперь нужна?»]
[ I Фамилия:
Корчебоков
|| Нужно!]
«Некий,
глупейший, вредный, пугающий всех,— считаются с ним, с мифом, вроде
кн<ягини> Марьи Алексевны». (Разг<оворы> в редакции)
Детство: Дон,
острова, экскаватор.
Инж<енер>
«Данилов» —
Л<енин>град (Крупп, Месопотамия,
Индия, зубн<ой> врач с полн<ой>
рукой, 78 лет), богатство не жалко, оптимист, мир великолепен etc., etc...
Большой тип [переход<ного>] человека.
«Погонщики мулов» — (в кино)
Реб<енок> 4-х лет (бабке):
«Помрешь и будешь скучать, что с
мальчиком (с ним) не играла!»
Ему (4-летнему):
«Что ж ты, большой
такой, а штаны сам не умеешь одевать? А вырастешь когда?»
Он: «Пускай одевает
бабка... Она помрет — мама будет одевать и кормить, а когда вырасту — жена будет...»
Рассказ «Миша»
(Л<ени>нградский)
Для
Сч<астливой> Москвы —
Он, Sartorius, м.б., сам выдумал все души, в которые он
переходил. Т<аким> о<бразом> нищий обогатил и населил весь мир.
182
Для
«Сч<астливой> Москвы»
Когда Sartorius был разными людьми,— он имел необыкновенный
успех, власть над группами людей, очаровывал — сам не зная причины — народ,
п<отому> ч<то> владел практически его душой.
О любви
изобретательной, ежедневной, ловкой, «обманывающей», «чарующей», нечеловечески
терпеливой, искусной,— победившей и утолившей даже равнодушную жену.
Еще раз и еще
раз!..
Рассказ
«Блаженство»
Сначала ревность, а
потом — провожающий брат, и это все выбило, уничтожило всю [любовь всю]
болезнь,— одно страдание перекрыло другое, и любовь, сжавшись, облагородившись от
другого
страдания, стала как бы блаженством...
Музыка —
окончательно запрещенная литература, когда она замычала,— и из этого, из окончательного запрещения,— явилось самостоятельное великое искусство.
«Это вы болеете от
насморка, поноса, сквозняка, тифа, а я болею лишь высокими болезнями, непонятными для
вас. Я — не вы!»
Рассказ о директоре, который прощал 10
л<ет> жену, что она жила с
инж<енером>, п<отому> ч<то> инж<енер> — великий работник, и дело без него (инж<ене>ра)
ухудшится.
Ситуация:
муж любит жену, жена делается знаменитой, он
ее точит, губит (из любви, из боязни потерять ее, чтоб она «сравнялась» с
ним), жена умирает, он — муж закапывается за ней в ее же могилу, его не находит никто, никогда
etc.
Трагедия оттертости,
трагедия «отставленного», ненужного, когда строится блестящий мир, [когда]
трагедия «пенсионера» — великая мука!
Его утешало, что
она любит других, что ее сердце уже тронуто, развито благородством,— он чувствовал все от этого ценнее и глубже.
Рассказ об отце (19
г.): негорящие спички.
183
Комедия «Ателье
Мод», где заведующего бабы-капризницы били по морде, а он (зав<едующий>) улыбался, кротко целовал им
руки, вынимал изо рта толстые папиросы,
чтобы пеплом не испортить костюма,
когда бьют по лицу и т.д.
Сч<астливая>
М<осква>
Был на войне имп<ериалистической> и
гражд<анской> — и вернулся точно таким
же, каким ушел,— война как пустяки личной биографии.
От слишком большого — даже счастливого —
излияния жизни потом наступает меланхолия.
«Артистизм» рабочего класса на основе
великой техники. Помнишь: слесарь, ему
пружинку закажут сделать, а он и патефон покрасит и т.д.
Наедине с собой, как вдвоем, вчетвером,—
и собеседование, и дружба,— и безнаказанно,
и интересно.
Дочка отцу:
— Папа, мама умерла, ступай страховку
получай, а то закопаешь, не дадут, скажут:
ее совсем не было, где она мертвая была...
[Пономарев, сын «<нрзб.>»
и его трагедия импотенции, жены]
Прерывисто топить по циклу:
1) Полная порция (даже с излишком) воздуха.
2) Герметическая
пауза со стороны воздухоподачи, но с открытым дымососом.
3) Повт<орить> 1.
4) Повт<орить> 2.
etc...
Или прерывистое сифонное дутье.
[Когда вся роскошь мира, все цветы его
превращаются в мучительство, в отчаяние, в
тоску (при любви неразрешенной).]
Человек это капля родительского
блаженства, и он должен быть радостью.
185
|
Медицин<ская> наука разовьется до того, что останется
одна проблема — родинка да бородавка.
Д<ля>
Сч<астливой> Москвы
—
«Как хорошо, что я был в ссылке, в тюрьме
— и не мешал происхождению, воспитанию и росту прекрасной юности другого поколения».
Мировой человек, всеобщий. |
|
И. М. Гройский — он не боится падающей
луны («мы ее разнесем в прах, в газ — у нас величайшая наука и техника») — и
боится вши, фразы etc.,
от которых будто бы может погибнуть 1/6 суши.
«Это же бедствие
мира: один человек может сделать почти все,— значит все — ничто!»
Философ<ия> поездн<ого>
мещанина, наверно,
раскулаченного интеллигента.
Многообразие
мира, о прелесть и несчастье! Будучи верна мужу, она всегда вспоминала о Лео!
Сч<астливая>
Москва Важно
Для Сарториуса столько же «полов»,
сколько людей. Он к каждому относился с любопытством юноши к девушке: что-то
другое, «не я» есть в любом мужчине и женщине.
[Рассказ «Тверской бульвар» — о воробье,
унесенном ветром в рай и возвратившемся
оттуда.]
Лучший экспонат в музее —
зав<едующий> музеем,— он контужен до шеи от пяток; голова живая, а тело
мертвое.
В
Македон<ском> офицере —
«Озния уговаривают особые говорильщики:
что его любят — любят — любят все... А Озний был раздражен от сомнения; он то
утешался, то бился в истерике, а разные люди крутились у дворца, кто чем может
доказывая свое искусство: иногда их делали богатыми, иногда прогоняли прочь».
Сч<астливая>
М<осква>
И тело мое, кости мои жмут мою жизнь, как тесная, высохшая, жесткая обувь.
187
|
|
«Это
чепуха, что машина дает "сама по
себе" прибавочную,
"ниоткуда", производительность. Это поверхностно. Машина дает этот
фокус, но само введение техники, технологии вводит великие осложнения в жизнь
людей, и это осложнение есть форма косвенной,
но жестокой эксплуатации людей...»
(19[10]12—1917 г., Курский вокзал, зима) Рассказ
пом<ошника> машиниста — практиканта.
Одержимые
достоинством, бегущие по двору бегом (мимо дворников и комендантов) etc... — Большаков и пр.
Уходя из
школы на каникулы, школьники бьют здание школы
— чернильницами, камнями вышибают стекла и т.д. Порка тела учреждения!
Люди и занимаются-то разными штуками —
делами, чтобы не делать чего-то главного, чтобы отвлекаться от него, отсрочить
на будущ<ее>, как лучшее
удовольствие,— и никогда не сделать его.
Да есть ли смысл в принятии великих мер
цивилизации для сохранения своей личности, жизни и т.д. Ведь животные на этот
счет беззаботны, они тратят все силы на добычу мгновенного счастья, а мы лишь на подготовку к нему, счастья вовсе не
представляя.
Рассказ о шахматах: это вроде исхода для всего, что
практически не выходит или запрещено историей. Против шахмат!
Летом швейцары в пивных рвут фуражки из
рук, чтобы было за что получить на чай.
Ситуация: Крейман, 3., Чернявщук и
четвертая (?)
3. Крейман —
беременность, ребенок, туберкулез, сердце,
аборт.4
Усиевич, читая
Перегудова, Евдокимова и др<угих>, плачет слезами горя, что нет у нас
лит<ерату>ры.
У старух к женщинам мужской подход,
напр.,— они говорят: она упитанная, фигурка
у нее хорошая — etc.
Живопись 17—18 вв.
развилась потому (портретная и др.), что фотографии не было, а не
потому, что цари и богатые понимали смысл в
искусстве живописи.
Иск<усст>во
всегда растет благодаря благоприятн<ому> случаю,
а не по сознанию.
Сч<астливая>
М<осква>
Сартор<иус> однажды пьяный лег
спать в канаву при жаре, а потом
<чуть> было не захлебнулся, п<отому> ч<то> пошел дождь и гроза <утрач.>
Отцу мужа посылали 100 р., а отцу 73 г.,
и нет сведений: м.б., он давно умер. Жена
проверяет через местный Загс: жив ли старик, умер, м.б.? — Загс отвечает: не умер, а женился, Загс шлет поздравление детям жениха.
Жена бросилась под
трамвай, обвинили мужа. Ж<ена> умерла. А она умерла от стыда, что изменила
мужу.
Отчего нас держат в
стойлах?
— Потому что мы
жеребцы. Перестань быть им, и будешь свободен.
Драмы происходят
потому, что люди не одиноки, точно также и комедии.
Женщины, как
воздух, они окружают нас, они делают, что делают, выполняя волю пославших их,— они
невинны, и нечего ими заниматься.
Говорил давний знакомый, теперь умер.
У Тураева в книге:
«Человек-рыба научил всех всему* — и спрятался в океан...» — как Атлантида, как некое
великое потонувшее существо.
И еще у инков
(мексик.) то же самое — светлый бог «Кенемато-
ухель» (?).
* «И с тех пор
ничего не выдумано нового».
Новый «мировой»
герой — уже не Тарасов, а Иванов,— на всех [доносы] подозрение, изо всех варит один
клей, кретин, улыбка,
189
|
реплика: «это все анти!», быв<ший>
спиридон<овец>, полупсих, но подлец
полный!
И некотор<ая>
противоположн<ость> ему — Чернявщук, молод, талантлив, одаренный
инстинктом дружбы и чести, но губимый Ивановыми, идущий в могилу психоза,
[уродуемый] прелестн<ый> зачаток существа будущего мира, изуродованный
дельцами «переходн<ого>» периода — Ивановыми.
Вот Черн<явщу>к — м.б.,
действ<ительно> нов<ый> мир<о-вой>
тип!
Мухи на
липкой бумаге — вот, м.б., тоже жизнь. [(Рассказ)]
Ч<елове>к существо весьма
переменное!
<190>