Васи́лий Вита́льевич Шульги́н (13 января, 1878 —15 февраля, 1976), русский политический деятель и публицист. Депутат второй, третьей и четвёртой Государственной думы, монархист и член Белого движения.
Шульгин родился в Киеве в семье выдающегося русского историка Виталия Шульгина. Отец Василия умер за месяц до его рождения, и мальчика воспитывал отчим, учёный-экономист Дмитрий Пихно, редактор монархической газеты «Киевлянин» (сменил на этой должности В. Я. Шульгина), впоследствии — член Государственного Совета. Шульгин изучал право в Киевском университете. Негативное отношение к революции сформировалось у него еще в университете, когда он постоянно становился очевидцем беспорядков, организованных революционно настроенными студентами. Шульгин начал писать статьи в газету отца. Шульгин до определенной степени разделял антисемитские взгляды, но (во многом из-за презрения к «черни») яростно осуждал еврейские погромы, которые были нередки в Киеве. Позднее, в 1913 г., он выступал с критикой дела Бейлиса, поскольку было очевидно, что этот одиозный процесс играл на руку только противникам монархии.
В 1907 г. Шульгин стал членом Государственной Думы. Он отстаивал крайне правые взгляды, поддерживал правительство Столыпина, включая введение военно-полевых судов и другие неоднозначные реформы. С началом Первой Мировой войны
Шульгин ушел на фронт, но в 1915 г. был ранен и вернулся. Он был потрясен ужасной организацией армии и снабжением армии и вместе со многими депутатами Думы (от крайне правых до октябристов и кадетов участвовал в создании Прогрессивного блока. Целью Блока было обеспечение поставок в армию усилиями крупнейших промышленников России, поскольку было очевидно, что правительство с этой задачей не справлялось.
Шульгин боролся против революции, хотя понимал, что самодержавие в России не имело перспектив. Вместе с Александром Гучковым он убедил Николая II отречься от трона, поскольку он, как и многие представители высших слоев общества, считал выходом из ситуации конституционную монархию с царем Михаилом Александровичем. После этого он поддерживал Временное правительство и Корниловский мятеж. Когда надежда на приход к власти антибольшевистских сил была потеряна, Шульгин сначала перебрался в Киев, где принимал участие в деятельности белогвардейских организаций, а в 1920 г. эмигрировал в Югославию. В 1925-26 гг. он тайно посетил Советский Союз, описав свои впечатления от НЭПа в книге Три столицы. В эмиграции Шульгин поддерживал контакты с другими деятелями Белого движения до 1937 г., когда он окончательно прекратил политическую деятельность. Автор ряда книг об антисемитизме («Что нам в них не нравится. Об антисемитизме в России» (1929)), природе и происхождении украинцев («Украинствующие и мы» (1939)) и других книг, в частности, «Дни» (1927), а также мемуаров «Годы. Воспоминания бывшего члена Государственной Думы» (1979).
В 1944 г. Советские войска заняли Югославию. Шульгин был арестован и приговорен к 25 годам заключения за «антисоветскую деятельность». Отсидев 12 лет в тюрьме, он был освобожден в 1956 г. по амнистии. После этого он жил во Владимире (в 2008 году на его доме по ул. Фейгина была установлена мемориальная доска). В своих последних книгах он утверждал, что коммунисты больше не были врагами России, поскольку их целью является не разрушение страны, а ее защита и возвеличивание. В 1965 г. Шульгин выступил в роли главного героя документального фильма «Перед судом истории», в котором он рассказывал свои воспоминания советскому историку.
Шульгин, русский националист, избранный Волынью во Вторую Думу, думу «народного гнева», сплошь антинациональную и антимонархическую, писал о приеме депутатов в 1907 году («Дни» — Последние дни «Конституции»(2 марта 1917 года)):
Кто-то, кто нас представлял,- назвал меня, сказав, что я от Волынской губ. Государь подал мне руку и спросил:
— Кажется, вы, от Волынской губернии, — все правые?
— Так точно, Ваше Императорское Величество.
— Как это вам удалось?
При этих словах он почти весело улыбнулся. Я ответил:
— Нас, Ваше Величество, спаяли национальные чувства. У нас русское землевладение, и духовенство, и крестьянство шли вместе, как русские. На окраинах, Ваше Величество, национальные чувства сильнее, чем в центре…
Государю эта мысль, видимо, понравилась. И он ответил тоном, как будто бы мы запросто разговаривали, что меня поразило:
— Но ведь оно и понятно. Ведь у вас много национальностей… кипят. Тут и поляки и евреи. Оттого русские национальные чувства на Западе России — сильнее… Будем надеяться, что они передадутся и на Восток…
(Более подробно о Шульгине см. на православном сайте «Слово» http://www.portal-slovo.ru/rus/history/84/7712/)