Дневник Николая Ивановича Вавилова 1907-1911

24 авг 1907 [2]

Жизнь идет. Идет мало полезная. Без определенных идеалов. Идет на авось, куда попало. Движение вперед нестройно. Бурными скачками то вперед то назад. Вдали так много неизвестного. Такая тьма заволакивает глаза.

Но ведь есть же просвет. Люди в сумме ведь узнали же что нибудь. Ум проник в сущность материи, познал невидимые никаким микроскопом движения. И ум на этом не останавливается. Следит за развитием знания. Приближается к пониманию истины. Этот один из идеалов жизни.

Другой идеал более близкий к жизни. Открыть массе глаза. Ввести ее в область мысли, идей. Организовать ее для борьбы. Открыть доступ 1000м талантов, несомненно таящимся в глубинах народной массы.

И 3ий идеал жить для того чтобы подготовлять почву для лучшей жизни.

13 сентября

Страшно за будущее. Куда итти? Путь земского агронома так ответственен, так много нужно знать. И собственно ничего не зная практически. Не зная жизни крестьянина, не зная его языка.

Страшно, боязно.

Нынешний год я углублюсь в науки агрономическия. Я вникну в них. При каждой малейшей возможности я иду в деревню. Жалеть времени на кажущиеся пустяки нечего. Это вовсе не пустяки.

 

24/IX Дисгармония тогда наступает в человеке, когда не человек управляет своими чувствами, (и в частности половыми), а чувства им. Тогда мозг как бы затуманивается. В теле ощущение чего[-то] неестественного, неприятного, до некоторой меры противного. Выход из такого положения борьба со страстями. Каждый день я занимаюсь с 8 час до 1/2 2ого. Должно как можно < тратить время на разговорцы. Времени слишком мало. А разговорцы в сущности ничего не дают. Надо помнить, что до Рождества нужно сдать 5 экзаменов. Нужно не отставать от курса. Нужно пополнять знания по естественным наукам, по агрономическим, общественным.

 

5/X. В сторону уныние. Подождем глядеть в будущее. Остановимся на настоящем. Ведь цель то ясная.

Все что только есть общаго в академии, надо пройти и закрепить. Ведь 1 год, 2 года пройдут. Пройдут не без пользы, хотя может быть непосредственного приложения и не найдут. Пока буду изучать общие предметы. Заниматься по усилиям, а главное не за чем отвлекаться; не стоит унывать. На жизнь надо глядеть весело. Итти туда, где светлые просветы, где больше склонности, где > радости.

Больше того что есть ты не сделаешь. Делай хоть то что можешь.

Проститься все тебе чего не мог ты сделать.

Но не простится, если ты не восхотел. А я хочу. Хочу страстно науки. Люблю ее. В ней цель жизни. В ней одной можно испытывать энтузиазм. Верую в ея будущее. Знать, обнимать разумом целость явлений, комбинировать их в стройные гармоническия системы, пользоваться ими для разрешения мировых загадок и применять к улучшению жизни на земле — это значит прожить хорошо, удовлетворить себя. Не стоит предаваться утопизму. Брать в жизни все что только может доставить тебе радость, спокойствие чувства и разума. Надо жить по [нрзб.]. Никому не завидовать, ни от кого не скрываться. Всюду находить хорошую сторону.

 

17/X. Работать надо умнее. Нельзя разбрасываться. Надо на чем-ниб[удь] сосредоточиться.

 

22/X. Когда мысль затрагивает смело какой либо вопрос, она приходит к удивительным результатам. Надо уметь лишь ставить вопросы. Быть живым, уметь мыслить. Мы выросли загипнотизированными суевериями и различными аксиомами домашнего обихода. Мы усвоили лишь понятия на веру. Все это надо пересмотреть, переобдумать. И в логике мышления должны преобладающую роль играть методы биологические, методы естественных наук. Вопросы подлежащие пересмотру: религия, семейная жизнь, брак, отношение к женщине, женский вопрос, половой вопрос, вопросы воспитания, школы.

 

3 Запись этого дня начинается с зачеркнутых слов: «Явления домашние интересны во всех».

11/XI 07 [3]. В начале бы слово, и слово бы делом. Да, в науке важную роль играет слово. Человек, посвятивший себя той или иной области науки, когда передает свое знание людям, должен увлечь их, должен говорить самое интересное, самое нужное, что бы возбудить любопытство, симпатию и даже и любовь к науке. Всякая наука глубо[ко] интересна, когда посвятишь себя ей, когда углубишься в нея. И вот эту то любовь и надо уметь передать людям. А особенно в средней школе. Надо сеять семена жажды науки, знания. Ученика надо уметь заинтересовывать, заставлять его самостоятельно мыслить. Не насильно, а сообщая ему сведения, могущие привлечь душу ребенка. Как помнятся те уроки естествознания, к[отор]ыя учителя просто сумели разсказать.

 

21/XI В ушах и в голове шум и бездна колебаний. «Я вам не верю». Ругань товарища — интеллигентский митинг. Так не ужели же путь по которому идешь подл и не есть шаг вперед, а если не шаг назад, то по крайней мере толчение на одном месте.

Верю что нет. Путь который я избрал путь земского агронома или врача неужели он не шаг вперед.

 

4 Здесь описка, надо читать — 07.

31/XII 08 [4]. Давно не записывал я ничего в эту книжонку. Жизнь идет так контрастно, так много дела, что некогда остановиться, сосредоточиться и подумать над собою.

5 in corpore (лат.) — в полном составе.

Мировоззрение меняется каждый месяц. Правда не так уж это плохо как кажется с 1ого раза. Ибо вернее выразится: мировоззрение углубляется, делается общее и общее? Факты так хорошо улегаются в схему философского миросозерцания. В общем это миро[со]зерцание сводится к следующему (характерно то и очень знаменательно что наш коммерческий кружок in corpore [5] переживает эту эволюцию миросозерцания.

Мне смутно уже помнится ибо уж больно было оно безсознатель[ным] наши взгляды по выходе из школы. Вера в сверхестественное была уже брошена, но она глубоко засела в нас, и время от времени она всплывала непроизвольно, то в виде безуде[р]жного идеализма, идеализации, то в стремлении обособить, вернее усложнить психику homo sapiens. Все что мы мало понимали, мало знали, мы подводили под эту особенную, сложную психическую энергию.

6 В начале следующего абзаца зачеркнуто слово «Мы».

Вот 2ой период [6].

7 Babel und Bibel (нем.) — Вавилон и Библия. Так назывался ставший широко известным доклад, прочитанный в 1902 г. крупным ассириологом, профессором Берлинского университета Ф. Деличем.

8 Геккель Эрнст (1834-1919) — немецкий биолог. Наиболее известны его труды по развитию эволюционного учения Дарвина и популяризации основ естественно-научного материализма.

9 Морозов Николай Александрович (1854-1946) — революционер-народник, ученый, почетный член АН СССР с 1932 г. Был приговорен к пожизненной каторге, 1882-1905 гг. провел в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. В 1905 г. освобожден. В заключении написал несколько книг, в том числе «Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса», которая была издана в 1907 г. (СПб., Былое). Его идеи были очень популярны и оказали большое влияние на Вавилова, который не раз говорил об этом и писал, в частности, в письмах самому Н.А. Морозову.

Он тесно связан с 1ым. В 1ом таятся корни его. Мы материалисты. С яростью мы громим витализм с его жизненной силою. Мы боремся с религией. Материалистически разбиваем ее. Мы зачитываемся, заслушиваемся темами на Babel und Bibel [7]. С восторгом внимаем нападкам Геккеля [8] на религию. Малейший подкоп под религию вроде Морозовского «Откровения» в грозе и буре [9] мы встречаем с затаенной радостью. Чуть что не вечные споры о религии.

Я бы сказал, что эти наши споры не были замкнуты. Они отчасти отражались на окружающей нас среде. На наших семьях.

Но вот и 3ий период.

10 Мах Эрнст (1838-1916) — австрийский философ и физик. Объяснял мир с позиций субъективного идеализма.

11 Оствальд Вильгельм Фридрих (1853-1932) — немецкий физикохимик и философ. Автор «энергетической» теории (одной из разновидностей «физического» идеализма). В 1889 г. основал знаменитую серию «Классики точных наук», весьма способствовавшую популяризации трудов великих ученых.

Материализм, горячо отстаиваемый нами, начинает обезцениваться в наших глазах. Мало сведующия в философских учениях мы путаемся, мы думаем, что нападки на материализм это была метафизика. Но вот нам попадается в руки Мах [10], Оствальд [11], для меня лекции Худякова и идол материализма с его гимном единому абсолюту — атому — пал.

12 Зачеркнуто слова «науки»

Этот 3ий период мне кажется крайне серьезным и знаменательным. Ибо при этом мы не только выработали себе новое миросозерцание, отличное от предыдущих, но мы стали критически относится даже и к науке, к научным воззрениям. Идеализация науки, приняла иные формы. Теперь мы уже не придем в экстаз от слова науки, ибо мы поняли что и в этой области [12] не так уж все научно, как кажется новичку.

13 Далее зачеркнуто: «Во всем».

В общем наши воззрения таковы. Богов и сверхъестественного ничего нет. Абсолютов, абсолютных истин не существует. Сущности вещей мы не постигнем. И глупо было бы к этому стремиться. Истина только истина на сегодняшний день, не > того. Во всех суждениях необходимо помнить что ты человек, homo sapiens. Реагируя на вещи только и постигаешь их. Вне тебя, вернее кроме связи меня и мира, ничего я не знаю. Мир как таковой, я — как личность абсолютная, этого ничего нет. Есть наши ощущения. > ничего [13]. Причинности как таковой, как ее понимали до сих пор, т.е. причины абсолюта нет, и не надо, безполезно.

14 Зачеркнуто: «С этим».

15 Зачеркнуто: «кризис лишь».

Если промежуток жизни вселенной обозначить сутками, наша человеческая история составляет всего на всего какия то секунды. И вот с этим то говорит мне я не согласна. Я ничто. Личность должна исчезнуть [14]. Этому противоречат мои инстинкты, весь смысл моей жизни. Наука это[т] [15] вопрос затемняет, но не разрешает. Отсюда и возникает значение религии. Она то отвечает мне. Она дает смысл моей жизни. Она сохраняет мое Я.

И вот тут по-моему и есть недоразумение в мировоззрении моем. Я исчезает — говорит она. Нет, не исчезает как раз а сохраняется. На этот вопрос ответ дан в 60-годах. Эволюционная теория ответила на него, а она результат научной мысли.

16 Зачеркнуто: «в ней».

17 Зачеркнуто: «и энтропии».

Она говорит так: все развивается, все совершенствуется. Совершенство заключается в приспособленности к жизни; в приближении к познанию истины, природы. Зная природу, человек сумеет и жить [16] хорошо. Человек узнает законы сохранения и превращения энергии [17] и в его руках силы природы. Он зная их, учится направлять их по собственному произволу. Он живет лучше, чем жил первобытный человек.

Итак, в мире жизни царит эволюционный принцип. Человек узнал его; проверил его. А зная его человек должен пользоваться им, как он пользуется знанием закона всемирного тяготения.

18 Зачеркнуто: «весь».

Человек как индивидуум знает принцип жизни человечества. Это принцип совершенства. Этот принцип вложен в природу человека, в его инстинкт. Отец передает сыну знания своего века. Поколение передает поколению знания своего времени. Знание растет. В колыбели младенца, в зародыше лежит [18] опыт тысячи поколений. Личность тех миллиардов людей, миллионов гениев, живших до нас исчезла, но знание их, комплексы ощущений из которых создавалась личность остались. Личность метафизическая исчезла. Личность реальная сохранилась. Она изменилась, но усовершенствовалась.

Да ведь личность в жизни отдельного человека не есть нечто постоянное. Она изменчива. Человек 20 лет, не то что человек 30ти лет. Мое Я 10 лет тому назад и теперь страшно разнятся между собой. Если вдруг, представить себе, что Я бы раздвоилась и Я настоящее узрела свое Я 10 лет тому назад, она сказала это другой человек.

Так в эволюции Я реальное сохраняется. И наука и только наука сумеет разобраться в этом. И не надо религии, не нужно метафизических гипотез, когда истина найдена.

А вот конкретный случай, поясняющий выше сказанное. Я работаю на пользу бедного, угнетенного класса страны. Моя жизнь направлена на поднятие уровня его знания. Пускай не знают моего имени. Но чувство что я иду верным путем — удовлетворит каждого если он не себялюбив.

19 Зачеркнуто: «девственном».

Кто-то в дремучем темном [19] лесу проложил дорогу. Его имени никто не знает, но чувствует он что всякий следует по ней благодарен ему. Разве этого мало?

 

9/I 08. Ум человеческий развивает[ся]. Мы не можем ставить пределы его развитию. Через 10 лет мировоззрения людей совершенно меняются.

Вот прим[ер].

20 Здесь Вавилов пересказывает мысль Канта, которая изложена в его «Критике способности суждения» (см.: Кант И. Соч. в 6-ти томах. М., 1966. С. 448-452).

Великий кенигсбергский натурфилософ Кант. В сочинении «О необходимом подчинении принципа механизма телеологич[ескому] принципу» привел: для человека было бы нелепостью думать или надеяться что со временем может явиться новый Ньютон, к[отор]ый сделает для нас понятным так же бесцельное происхождение к[акого]-либо стебелька травы согласно с законами природы, эту мысль надо решительно изгнать из человеч[еского] ума [20].

21 Выделенное курсивом вписано позднее карандашом.

Но вот 70 лет спустя этот невозможный Ньютон действительно явился в лице Дарвина, а его теория ес[тественного] подбора на самом деле разъяснила загадку, кот[орую] Кант считал неразрешимой [21]… выдумывать.

22 Далее зачеркнуто: «что кажется, что произошло это».

Пойми лишь соотношение явлений, событий и ясно поймешь картину мира. Понимание этого соотношения дает тебе возможность разобраться в окружающей среде, научит тебя итти с затратой меньшей энергии. Эту философию мы заимствовали у Маха, но в настоящее время она так хорошо гармонирует со всем знанием нашим, идеологией [22], что кажется что она ляжет в основу и дальнейшего мировоззрения, углубляя и конечно же основной факт. Во всем не забывать человечности идей, не забывать субъекта мысли — это кажется аксиома на долгие годы.

23 Упоминая одного из теоретиков народничества Н.К. Михайловского, Вавилов, очевидно, имел в виду его работы «Что такое прогресс?» (1869) и цикл статей 1875-1876 гг. «Борьба за индивидуализм».

Вместе с кратким знакомством, пожалуй шапочным с теорией познания мы читая Михайловского [23] разобрались в индивидуализме. И ясно мне что индивидуализм есть зоологический идеал человека. Сделать себя автономным — это животное желание, но оно выгодно и миру, ибо личность (не метафизическая конечно) будучи автономна может плодотворней развиваться. И там если она дает что-либо новое двинуть и массу вперед.

 

Книги Прочитано в 1908 г.

Библия: Бытие, Исход

Геккель: Естест. история миротворения I том

ТотомианцС-хоз. кооперация

Козьма Прутков — Сочинения

Чупров Мелкое землевладение

Герценштейн Мелкий кредит

Константин. Растение и среда

Холодковский }

Борреци } Зоология беспозв.

Брем — Беспозвоночные

Вот насту[па]ет и новый год. Конечно ни йоты нового само по себе это событие не несет. Но невольно по старой привычке, с которой не споришь, в этот г[од] хочется взглянуть на прожитое, представить его в схему, уловить общее в нем и это общее и составляет у меня смысл мировоззрения. Кроме того, прибавили знания, знания порядочно я бы сказал. Открылись новые миры в виде геологии. Жить иногда страшно интересно. Много было хорошего за год. Не мало и худа. И это худо для меня на новый год и важно.

1ый мой недуг: безволие

С ним я бороться хочу.

Едваль изжить мне удастся

Но ослабить все же смогу.

Есть еще недугов много.

Гордость невольная, излишки потребностей. Мягкости в обращении с окружающей средой нет. Усидчивости мало. Много разбрасываюсь.

В Новый год я закончу естественно научное образование и дам много агрономии. В ней я тоже нашел увлекательные стороны и пора уже заняться всерьез и ею.

Желаю себе в дальнейшем войти в сферу агрономии, полюбить ее. Связать ее с естествознанием. Выдать себе правильное воззрение на литературу. И работать обмещаниться, в[от] 1ый тактический мой идеал.

 

14/II Только что воротился с лекции Кожевникова: «Будущее человека». Когда я слушал эту лекцию, то ясно представился мне тот минимум знания по общим вопросам жизни, каким мы интеллигенция обладаем. Стало досадно пожалуй. Нет, невозможно считать свое естественнонаучное образование

 

8/IV Homo sapiens бродит в неведении по земле. Он уже оторвался от земной поверхности. Вот он несется как птица выше облаков. Ему стало тесно на земле. Как глубоко проник он в жизнь вещества. Какие перспективы строения миров открылись ему.

И всегда эта порода «Homo sapiens» бродит в неведении и во тьме. Оторвавшись от естественного отбора, он этот несчастный калика человек не сумел разобраться в вопросе как жить ему сообразно законам природы. Как развиваться. Та целесообразность организации, каковая наблюдается в громадном биологическом мире находит себе сильнейшее исключение в венце природы, в царе природы, человеке. Ни у одного существа нет столько дисгармонии, как у человека. Прочитать хотя бы Мечникова, с его описанием дисгармоний Homo sapiens'а. Но еще больше таковых дисгармоний, нецелесообразностей в психике человека. Природа одарила его колоссальным умом, восприимчивостью, приспособляемостью. Но нет ничего в мире

 

Статьи.

1) Как создается наука (по Маху) Шерв
2) Цв. фотография Люмьера. де Метц
3) Энергия и энтропия Ауэрбаха
4) 2 статьи Курилова: Катализаторы. Задачи совр. химии
5) Катализаторы с энерг. точки зрения.
6) Агафонов. Жидкий O
7) Патологическое т-во. Бащенков.

интереснее эволюции homo sapiens. Биология безбрежного океана организмов с его сложнейшей биологией разве равна сложности жизни человека. Но homo sapiens с его умом понесся по наклонной плоскости в его развитии. Природа одарила его
[24] чувством красоты, возникшим должно быть из полового инстинкта. Но homo sapiens совсем забыл о целесообразности этого когда-то гармонического чувства. Он перешел грань. Средство к определенной цели стало самоцелью его жизни. Гармония музыки. Вся область эстетики. В настоящее время, правда в тумане, рисуются мне дисгармонией инстинкта. Как сильное развитие слепой кишки не принесло ничего кроме вреда, так весь этот мир звуков в мире красок, и мир красок в мире звуков, — не есть ли это нарождающаяся дисгармония в виде «Homo sapiens».

24 Далее зачеркнуто: «гармонией».

25 Далее зачеркнуто: «зоолог».

Чистая наука — (пример [25] систематика стремящегося во что бы то ни стало открыть новый вид) — это то же нецелесообразность.

Человек, конечно речь о верхах человечества, протестуя против дифференциации человечества, поощряя, без разбора, все проявления сложной психики ума — сам того не разумея, идет по пути к дифференциации.

Количество жизненной подвижности становится все меньше с этой дифференциацией.

 

25 окт. Homo Sapiens есть комплекс наследственных признаков +

1910 влияние внешней среды. Постичь то и другое значит понять душу живую, понять человека, кто он, куда он пойдет. Наука о наследственности открывает завесу над тьмой. Кое-что уже можно разобрать, разглядеть. А понять — это знать. Влияние среды могуче. Нужно лишь им уметь действовать. Орган мозга, как орган, находящийся в стадии эволюции легко варьирует и из него можно вылепить форму пожалуй по желанию.

Жизнь духа неразрывна с телом. И нужно, что[бы] было здорово последнее. Наша семья далека от нормальной. И сквозь флер тумана мне виднеются кое-какие штрихи, слагающиеся в закономерность. Их надо ближе разсмотреть.

 

26 Далее зачеркнуто: «и труда».

31/X В последнее время жизнь как то теребит. Сильно разбрасываешься, не чувствуешь удовлетворения работой. А было много. Нужно замкнуться и углубиться в науку. Так много заданий. Да снизойдет дух смирения [26].

 

13 ноября 1910 г. Сегодня 23 года. Если бы попробовать оттенить какой либо этап, связанный с этой датой то пожалуй это было бы следующее вхождение в агрономию (практика на Полт[авском] поле), вхождение в селекцию.

27 Далее зачеркнуто: «Эта».

Что же касается мировоззрения то оно резко не изменилось [27]. Продолжается повидимому период от восприятия идей Маха. Назревает пока новое русло мышления к[отор]ое обозначил = биологическим, но оно только только формируется. 24й год повидимому будет годом окончания института и поворотом к опытной агрономии, в частности к селекции.

 

28 Начало фразы вписано сверху вместо зачеркнутого: «Ведь мне известно».

29 in Wirkung (нем.) — в действии.

8/XII 1910 г. Сегодня под влиянием ли долгого малоделания и разбрасываемости в работе снизошел дух уныния и скептицизма. И мне стало страшно того пути на к[отор]ый склоняюсь вступить. Показалось что не хватит ни ума, ни способностей что бы во всем разобраться все поглотить. Стало вдруг воочию все то [28], что потребуется селекционеру, чтобы приобрести свой собственный взгляд на вещи. Нужно усвоить языки, войти в громаду иностранной литературы, нужно знакомство с математикой, нужен хороший глаз, а у меня из них только один in Wirking [29], наконец нужна выдержка, закаленность в работе. Повидимому мало что мне удастся. Да наконец нужен юношеский порыв, призвание. И вот я сомневаюсь есть ли во мне и сие.

Не лучше ли сократиться, взять minimum требований и пойти в агрономию. И отныне сей вопрос застрял в голове и не мало мучения суждено претерпеть колеблющемуся и неуравновешенному. И смешно пожалуй, что со стороны устанавливается на меня взгляд, что это уравновешенный человек, человек дела, чуть не срывается с губ определение работоспособным. Окружающие начинают веровать, что из сего юнца выйдет толк. Да временами и мне казалось чего-то в этом роде, конечно несколькими тонами пониже.

И не знаю что сказать сейчас самому себе. Во избежание признания за собой полной непригодности как селекционера я конечно захвачу область пошире, заберусь в сферы опытного дела.

 

Сейчас кажется блеснул выход.

30 Сокращенное изречение: «Homo sum; humani nihil a me alienum puto» (лат.) — Я человек: ничто человеческое мне не чуждо.

Чтож homo sum et nihil homini [30] — не чуждо мне. В сознании своего ничтожества пойду вперед, пойду в селекцию, подвергнусь мытарствам за границей и в Америке. Выпью чашу до дна. Всегда ведь мне все давалось не так уж легко. На каждом шагу я знал и определял свою безталанность. Но мне всегда хотелось итти вперед. И сейчас не влечет меня общественная агрономия. Хочется испытать более резкие ощущения, хоть и знаю, что ждут и будут минуты отчаяния, разочарованности и упадка. Все-таки пойду на многое не надеясь… Простится все тебе, чего не мог ты сделать, то же не простится что не восхотел; а я хочу, страстно желаю сделать что-нибудь, оправдать свое существование на земле, отдать долг — за всю сумму энергии, потраченной на меня.

Если уныние одолеет и вера падет безнадежно — жизнь в моих руках. И я сумею освободить себя от страданий отчаяния.

Итак уверую что я иду прямым путем. И спокойно начну очередную работу.

 

Сегодня 2 апр. 1911 года

Я кончил Институт. Событие сие признаю для себя важным и радостным. Правда омрачает радость неприятие экзамена по животноводству, связан с задетым самолюбием. По правде сказать, сие пустяк. Сейчас под влиянием минуты неприятности я настроен очень скверно. И посему лишь завтра полагаю все проглянет в розовом тоне.

Но 4 с 1/2 года пребывание в стенах Института многое для меня. Это не то что средняя школа. Средняя школа это капля. В Институте в милой Петровке произошла полная реформация. Ясно помню окончание средней школы. Настроение радушное. Но ни руля ни ветрил. Теперь конечно картина иная. Руля нет, но есть ветра к[отор]ые гонят куда-то.

Мутно будущее.

31 Далее зачеркнуто: «муть».

Ветры гонят. В голове [31] носятся осколки планов, соображений; предвидений в будущее. Пока что на полгода план точен — а дальше года на 2 1/2 схема. В общем не < 4х лет учебы. Хочется только одного подготовить себя хоть немного к самостоятельной изследовательной работе.

 

16/IV Чем > забредаю в сферу научного мышления, тем страшнее путь. В ушах звенит: не успеешь, не знаешь, такая бездна познания впереди и ясно вижу, что должно ограничить себя, Боже упаси лезть в чистую ботанику, биологию — черезчур богата должна быть систематическая подготовка, нужен глаз одним словом с кувшинным рылом и т.д. Не путь и в чистую агрономию, там делают прекрасно свое дело, лучшие работники, но их хватит: как на лицо.

32 Angeboren (нем.) — врожденная, природная.

В душе лежит глубокая симпатия к биологии. Жизнь кажется проясняющейся в ея свете. И если суждено иметь к[акое]-л[ибо] >е определенное возрение ясно для меня — биологическое. Чем глубже пробираешься в недра биологического мышления — тем проще становится жизнь. Эта симпатия повидимому внутренняя — angeboren [32].

Ее и принимаю за основу.

С др[угой] стороны почту жизнь свою хотя сколько-нибудь для себя сносной — если смогу сказать, что был не безполезен, что кроме видовых целей — внес йоту, капли не затратил того, что приобрел. Я знаю, что я никому не должен — никому, ни перед кем не обязан, но инстинкт взаимопомощи местных обществ — почитаю существующим.

Как индивид ясно сознаю, что хотя ужасны и пожалуй страшны были условия детства и отрочества, но все таки я получил > чем многие и многие. Так претворяю в себе идеализм народничества. Мне ясно что перед самим собой, перед тем комплектом наследст[венных] + благоприоб[ретенных] качеств — я должен и хотел бы хоть йоту отдать. Короче хотел бы сделать что-нибудь ясно практически усвояемое. Случайность забросила в агрономию. К ней чую склонность и симпатию и вот соединение биологиче[ской] предрасполож[енности] + агрономия — путь, к[отор]ый выбираю.

перепечатано с сайта: http://courier.com.ru/homo/ho0505vavilov.htm

© 2005 Публикация Л.В. Курносовой
Текстологическая и археографическая обработка текста проведена
Т.Б. Авруцкой, В.Д. Есаковым и Н.Д. Дубровиной