[страницы условны: они соответствуют бумажному тексту]
О
чем эта диссертация
Введение формальное
3
Введение содержательное 7
Глава I.
Лексико-статистический анализ. Предположение
как основа медленного чтения
14
§1. Статистический пробег по лексическим константам
писателя 14
§2. Нормативное и "насильственное" использование
словосочетания. Рождение предположений
20
Что
такое Предположение. - Наложение смыслов в словосочетании. - Расширение
валентной структуры слова. - Сталкивание друг с другом противоречащих
толкований и "подвешивание" смысла. - Комбинирование "побочных
смыслов" и заглядывание внутрь недоступной для наблюдения ситуации. -
Пучок расходящихся смыслов.
§3. Родительный падеж (пролетарий от грамматики, он же -
гегемон в языке Платонова) 34
§4. Жизни мышья
беготня или тоска тщетности? О
метафорической конструкции с родительным
падежом 42
Градации подзначений внутри
“родительности”. - О метафоре в целом. - Метафора - форма или содержание? -
Множественность осмыслений и противоречивость. - Имплицитность оснований
сравнения. - “Многошаговый” механизм метафоры. - От поэтической метафоры - к
языковой. - Некоторые казусы с генитивом. - Родительный стилизации, или
“спекулятивный”. - “Гомеопатические” средства или “заразительная” магия? - Две
противоположных точки в эстафете генитивной метафоры: Платонов и Пушкин
§5. Че[в]-вен[г]-гур<т> - множественное
осмысление
61
Глава II.
Цитатный и стилистический анализ 73
§1. Избыточность и недоговоренность (плеоназм, парадокс,
анаколуф и языковой ляпсус у Платонова) 73
§2. Слагаемые стилистической игры Платонова: советская новоречь и “славенщизна” 86
Каково писать стилем “советского Льва Толстого”? -
“Славенщизна” и отсылки-аллюзии к библейским речениям.
§3. Индивидуальный стиль с точки зрения цитат и
интертекста 100
§4. Заметки о стиле ранней прозы Набокова-Сирина 107
Пристрастие к описанию конкретного (экзотизмы). –
Специфически набоковская мертвечинка.
– Пристрастие к бьющим в глаза и “ударяющим в нос” метафорам. – Примеры
набоковских метафор. – Воссоздание прошлого по фрагменту настоящего и многофокусность точки зрения. – Чувства
героев как клавиши для сюжетной игры. – Точка зрения автора, всё далее отдвигающегося
от читателя. – Как можно “прочесть” Достоевского.
§5. Не-остранение или авторское самоотстранение? 126
(Диалогическое прочтение книги О.А. Меерсон
«"Свободная вещь". Поэтика неостранения
у Андрея Платонова»)
Глава III.
Фрагменты художественного мира Платонова 144
§1. Портрет человека у Платонова
144
§2. Народ и история - неорганизованная масса и навал
событий 150
§3. Деформации пространства (пустота и теснота)
156
Разверстывание и сворачивание пространства: (исход изнутри
наружу и втягивание внешнего внутрь). - Беспокойство в пустоте и весомость
порожнего (о коннотациях пустого). - Способы заполнения пустого и выхода из
тесного.
§4. Скупость, Жадность, Ум и Чувства
169
Платоновская скупость-жадность. - От Ума - к Чувствам. - От
Чувств - к Уму.
§5. Отражения "души" в наивной мифологии русского
языка (опыт размытого описания образной коннотативной семантики слова)
182
§6. О платоновской душе
191
Сравнение картины души по Платонову с
русской общеязыковой “картиной”. -Душа как воздух и дыхание. - Как сердце и
кровь. - Пустое пространство. - Излишняя теплота. - Прилежание души. - Душа как
страдалец или узник тела. - Объект применения души. - Как самое неприглядное в
человеке. - Как невозможное и несбыточное. - Симфония сознания. - Нечто наделенное смыслом. - Желание рассеять
себя и растворить. - Двойник человека. - Массовая душа и срастание душ. - Как
разъединяющее начало. - Неприличное животное. - Объединяющее всех вещество. - Проект
перерождения душ. - Любовь и душа. - Оправдание души. - Техника утраты души. - Готовность
перемучиться за всех. - Отсутствие в утопии конца.
§7. Причины и следствия (мифология вместо причинности)
210
Перескок и смещение в причинной цепи событий. Необходимость “достраивать”
смысл за автора. - Избыточность мотивировки, гипертрофия причинности. -
Подводимость всего под некий "общий закон". Отношение сопутствования
- Отступление: “сильная и слабая” причинность, одновременность, функциональная
зависимость итд. - Причинность на грани парадокса. - Метонимическое замещение
причины и следствия. - Пропуск иллокутивно-модальных составляющих в причинной
цепи. - Заместительное Возмещение. - “Живем, потому что...” - о двойственности и рефлексивности причинного отношения. - Преобразование
тема-рематической структуры. - Отвержение реальных причин и следствий, их
обратимость. - Краткий обзор нарушений причинного отношения.
§8. Время у Платонова
227
Фрагменты тезауруса времени (в сопоставлении с микротезаурусом
обуви и паровозов - железных дорог).
- О загадке времени Платонова.
§9. Платоновская сказка (извод “Безручки”)
239
О типах рассказчиков
Заключение
251
Принятые сокращения, цитированная литература и электронные источники 252