<<Назад

   

Церковь1

   См. также № 116, 159, 298, 304-305, 438, 584, 595, 598, 643, 700, 702

   668. Аникита. Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834-1836 гг. Сообщ. и предисл. В. И. Жмакина. - ХрЧ, 1891, № 1/2, с. 69-117; № 5/6, с. 527-557; № 7/8, с. 187-192; № 9/10, с. 317-336; № 11/12, с. 447-469. То же. Отд. отт. Спб., 1891.

   Аникита (Шихматов Сергей Александрович, 1783-1837), князь, академик, член Главного управления училищ, писатель, поэт, впоследствии иеромонах.

   О России-1834 (№ 1, с. 69-106). Дневниковые записи. Посещение церквей и монастырей России. Встреча с высшим и приходским духовенством. Подготовка к отъезду на Восток.

   670. Братановский А. Бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря, о. Иоасаф, в схимничестве Серафим [Тамбовский-Тихонов Иван Тихонович, 1805-1884].-<Яросл. ЕВ>, 1884, № 50, с. 393-398.

   Братановский Алексей - монах, впоследствии иеромонах в Ярославле. 30-е гг.- 1884. Роль Серафима Саровского в жизни Иоасафа. Смерть Серафима Саровского (по рассказам Иоасафа). Управление монастырем.

   671. Воспоминание о старце Белобережской пустыни о. Макарии [Михаиле, ? -1839].-<Странник>, 1864, т. 1, № 1, с. 125-129. В конце тек ста: И. И.

   Автор - монах Белобережской пустыни.

   1811-1839. (Частично по воспоминаниям других монахов). Условия жизни в монастыре.

   674. Иероним. Иеромонах Иероним, заточник в Соловецком монастыре. Публ. П. Агапеев.-PC, 1891, т. 71, № 7, с. 183-194.

   Иероним (Лаптев Дорофей Власович, 1766-1847), иеромонах Новоспасского монастыря.

   1766-40-е гг. Автобиографическая записка, извлеченная из дневника. Служба мелким чиновником. Отдельные эпизоды жизни в монастырях с 1799 по 1847 г.

   675. Израиль. Старцы Брянской Белобережской пустыни по запискам строителя Одрина монастыря иеромонаха Израиля.- <Орлов. ЕВ>, 1909, № 44, с. 1042-1051; № 45, с. 1077-1086.

   1801-1841. Условия жизни и деятельность старцев (частично по рассказам архимандрита Моисея).

   676. Коровкин Н. Из воспоминаний о покойном архимандрите Спасо- Яковлевского Димитриева монастыря Иннокентии.- <Яросл. ЕВ>, 1876, № 5, с. 39-40; № 6, с. 44-45.

   40-е гг. Характеристика личности и деятельности Иннокентия. Сведения о монахах монастыря. Дружба с иеромонахом Флавианом.

   677. Медведев А. С. Посмертные записки иеросхимонаха Киево-Печер- ской лавры отца Антония. Предисл. М. Т[олстой]. М., Унив. тип., 1881. 116 с. Перед загл. авт.: Антоний.

   

   128

   

   129

    Медведев Александр Степанович (1808-1880), духовник Киево-Печер-ской лавры.

   1808-30-е гг. Автобиография. Путешествие по монастырям Северной России (Соловки и др.). Мемуары не закончены.

   680. Озерова Е. С. Памятные записки игуменьи Евгении Озеровой.- РА, 1898, кн. 1, № 3, с. 321-357; кн. 2, № 5, с. 124-146; № 7, с. 388-405, кн. 3, № 9, с. 73-108.

   Озерова Евдокия Семеновна (Евгения, 1815-1890), инокиня и настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря, впоследствии - Страстного монастыря, дочь московского сенатора.

   1815-1877. Жизнь до пострижения. Поведение духовенства во время холеры в Москве в 1847 г. Уход в Борисоглебский монастырь. Управление им. Посещение монастыря митрополитами Московскими Иннокентием и Филаретом, епископом Леонидом и др. Поездки Евгении по различным монастырям Московской губернии.

   682. Пимен. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаев ского монастыря, что на Угреше.- ЧОИДР, 1876, кн. 3, с. I-II, 3-72; кн. 4, с. 73-224; 1877, кн. 1, с. 225-416, I-II; 1 л. портр. То же. Отд. отт. М, 1871.

   Пимен (Мясников Петр Дмитриевич, 1810-1880), благочинный всех общежительных монастырей Московской епархии.

   1810-1876. Пребывание в различных монастырях России. Церкви и монастыри Вологодской и Московской епархий. Монастырский быт. Встречи с епископом Игнатием (Брянчаниновым).

   683. Поликарп. Архимандрит Геннадий (Горнецкий Герасим, 1789-1867], настоятель первоклассного Пафнутьева-Боровского монастыря [Калужской губ.].- <Странник>, 1867, т. 4, № 11, с. 45-51; 1 л. портр.

   Поликарп - иеромонах.

   1837-1867. Состояние монастыря в 1837 г. Характеристика Геннадия как администратора и духовного лица. Биографические сведения о нем.

   684. Савва. Автобиография Саввы в схимонасех Сергия, игумена обще жительного Махрищского монастыря. Сообщ. Амфилохий.- ДЧ, 1891, т. 2, № 6, с. 235-240.

   Савва (Желтухин, 1813-?), иеромонах.

   1813-1856 (?). Детство. Обучение в Московском университетском пансионе. Проживание в различных монастырях (записано с его слов иеромонахом Махрищского монастыря Евкарпием).

   685. Сахаров Н. Воспоминание об архимандрите Моисее [Путилове Ти мофее Ивановиче, 1782-1862], настоятеле Козельской Оптиной пустыни.- <Домашняя беседа>, 1874, № 12, с. 360-367.

   1825-1862. Характеристика личности Моисея со слов настоятеля Козельской Оптиной пустыни.

   687. Солнцев А. Поездка в Псков и Никандрову пустынь в 1849 году.- СО, 1852, ч. 2, № 2, с. 1 - 16 (паг. 7-я).

   Солнцев Александр - житель Дерпта.

   Описание монастыря. Похороны псковского архиепископа Нафанаила.

   

Раскол и сектантство

   См. также № 325, 349, 380, 542, 595, 767, 2143, 2280, 2301, 2362, 2423,

   2427, 2609, 2740, 2757

   690. Борисов В. В. Мои воспоминания. (Из жизни в расколе). М., тип. Н. И. Пастухова, 1891. На тит. л.: В. Б.

   Автор (1821-?), старообрядец, впоследствии перешедший в православие.

   1821-1855. Детство в семье московского купца-раскольника. Раскольничьи собрания. Присоединение к единоверию.

   691. Верховский Т. А. Тимофей Александрович Верховский, протоиерей Николаевской единоверческой, что на Николаевской улице, С.-Петербургской церкви. Записки о его жизни, составленные им самим. Ч. 1. Спб., тип. духов ного журн. <Странник>, 1877. XIII, 1096 с; 3 л. портр.

   Др. публ.: Казань, 1874 (под загл.: Стародубье); ПС, 1874, № 5-12.

   Автор (1799-1879).

   1799-1848. Детство. Переход отца из православия в старообрядчество. Деятельность автора в единоверческих церквях Черниговской епархии и в Петербурге и его роль в насаждении православия в Черниговской губернии. Встречи с Николаем I во время посещения им старообрядческих слобод (40-е гг.). Быт и нравы старообрядцев. Ревизия единоверческих приходов в Полоцкой епархии в 1847 г.

   692. Волков Д. Из жизни к-ских раскольников. (Рассказ бабушки своему внуку).-<Сарат. ЕВ>, 1866, № 7, с. 253-263.

   Волков Дмитрий.

   Начало XIX в. Молокане Саратовской губернии.

   693. Воспоминание о высокопреосвященном Иакове [Вечеркове Иосифе, ?-1850], бывшем епископе Саратовском. - <Сарат. ЕВ>, 1872, № 46, с. 408- 418. В конце текста: П. П. Л.

   1836. Обращение молокан Саратовской губернии в православие. Сведения о сектантах и их руководителях.

   693а. Гортынский Н. Обращение к единоверию старообрядческого наставника.-<Могилевские ЕВ>, 1883, № 11, с. 220-224. Автор - витебский губернский прокурор. 1850-1851. Старообрядцы поповского толка в Витебске.

   693б. Дневные дозорные записи о московских раскольниках. С предисл. А. Титова.-ЧОИДР, 1885, кн. 2, с. 1-40; кн. 3, с. 41-80; кн. 4, с. 81-120; 1886, кн. 1, с. 121-179; 1892, кн. 1, с. 1-98; кн. 2, с. 99-251 (везде -паг. 3-я). То же. Отд. отт. Ч. 1-7. М., 1885-1892.

   1844-1847. Подневные записи. Московские раскольники федосеевского и филипповского толка. Федосеевская секта в различных губерниях России. В тексте - письма и сочинения раскольников.

   694. Евгений. Записка о разговоре с двумя духоборцами архимандрита Евгения, впоследствии митрополита Киевского. Сообщ. П. С. Тихомиров.- ЧОИДР, 1874, кн. 4, с. 137-145 (паг. 4-я).

   Евгений (Болховитинов Евфимий, 1767-1837), преподаватель Московской духовной академии, впоследствии митрополит Киевский.

   1802. Описание встречи и беседы Евгения с духоборцами о вере (приводитея текст беседы).

   695. К истории молоканской (жидовствующей) секты в Астраханской губернии. (Из записок сельского священника села Балыклейского пятидеся тых годов).- <Астрах. ЕВ>, 1889, № 4, с. 157-171. В конце текста: Г. В.

   Молоканская секта села Балыклейского (по рассказам современников).

   696. Костомаров Н. И. Воспоминания о молоканах. - ОЗ, 1869, № 3, с. 57-78.

   Костомаров Николай Иванович (1817-1885), историк, профессор Петербургского университета.

   Первая половина XIX в. (?) О беседах с молоканами: субботниками и воскресниками.

   697. Крынин Д. Д. Краткое сказание бывшего старообрядца о своем об ращении и присоединении к православной церкви.- ДБ, 1864, т. 22, № 38, с. 81-100; № 39, с. 113-130; № 40, с. 150-157.

   Крынин Дмитрий Дмитриевич - сельский священник, впоследствии инок Соловецкого монастыря.

   1834-60-е гг. Жизнь у старообрядцев. Пребывание в Соловецком остроге (с 1859 г.). Присоединение автора к православию.

   

   130

   5*

   131

<

   698. Максимов А. Капитан (Николай Сазонович] Ильин и его последо ватели.-<Перм. ЕВ>, 1867, № 24, с. 393-397.

   Максимов Алексей - священник Пермской епархии. Первая половина XIX в. Секта Ильина.

   699. Озеров Л. Один из способов и приемов обращения с раскольниками. (Из воспоминаний о высокопреосвященном Ниле, архиеп. Ярославском и Ро стовском).- <Яросл. ЕВ>, 1901, № 41, с. 651-655.

   Озеров Лавр - священник в Ярославле.

   40-е гг. Описание скита, беседы Нила с раскольниками.

   700. Павел. Из воспоминаний инока Павла (Прусского). С предисл. Н. Субботина.-ДЧ, 1867, ч. 3, № 12, с. 230-254; 1868, ч. 1, № 1, с. 65-86; № 2, с. 87-102; № 3, с. 231-250; ч. 2, № 5, с. 57-73; № 6, с. 109-115; № 7, с. 260-266. То же. Отд. отт. М., 1867-1868.

   То же. М., 1869 (под загл.: ... Воспоминания и беседы о глаголеном старообрядчестве). Текст на церковнослав. яз.

   Павел (Леднев-Прусский Петр Иванович, 1821-1895), раскольник, затем инок Московского Никольского православного монастыря, впоследствии игумен.

   40-е гг. (?) - 1866. Старообрядцы федосеевского и филипповского толка. Пребывание Павла в православном Никольском монастыре.

   701. Парфений. Из автобиографии игумена Парфения. Предисл. и сообщ. Никона.-ДЧ, 1898, ч. 2, № 5, с. 17-31; № 6, с. 193-208; ч. 3, № 11, с. 418-435; № 12, с. 713-733; 1899, ч. 1, № 2, с. 242-253; № 3, с. 569-586; №. 4, с. 766-787; ч. 2, № 5, с. 74-89; № 6, с. 222-236; № 7, с. 392-407; № 8, с. 580-595; ч. 3, №. 11, с. 394-408; № 12, с. 579-591; 1900, ч. 1, № 1, с. 79-97; № 3, с. 438-448; ч. 3, № 11, с. 418-424; № 12, с. 569-573; 1901, ч. 1, № 1, с. 105-109.

   То же. |[В отрывках]. М., 1898.

   Об авторе см. № 286.

   1807-1854. Воспитание в семье старообрядцев. Странствование по России и Молдавии. Встречи и беседы с раскольниками разного толка. Анализ вероучений. Проживание в Томске (1847-1854). Провинциальное духовенство. Деятельность и образ жизни епископа Афанасия (Соколова) в Томске. Его биография (по рассказам Афанасия автору). Преследования автора Томской консисторией. В тексте - письма Парфения архиепископу Нилу (Исаковичу), министру просвещения П. А. Ширинскому-Шихматову, обер-лрокурору Синода Н. А. Протасову и их ответы.

   702. Парфений. Сказание о странствовании и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой земле. Постриженика святые горы Афонския инока Парфения. В 4-х ч. Изд. 2-е, с испр. М., тип. А. Семена, 1856.

   Ч. 1. Странствие и путешествие по России и Молдавии. IV, VI, 304 с.

   Ч. 2. Странствие и путешествие по Европейской Турции и пребывание во св. горе Афонской. VI, 239 с.

   Ч. 3. Странствие и путешествие по Турции, Молдавии и России. V, 224 с; 1 л. портр.

   Ч. 4. Странствие и путешествие по Иерусалиму и по Св. земле, с присовокуплением описания св. горы Афонские и некоторых ее подвижников. VII, 310 с; 1 л. портр.

   Др. публ.: Изд. 1-е. М., 1855. В отрывках: М., 1856 (под загл.: Воспоминание инока Парфения о посещении святой горы Афонской его императорским высочеством великим князем Константином Николаевичем в 1845 году); М., 1856 (под загл.: Воспоминание афонского инока Парфения о разговоре с беспоповцем поморской секты в 1825 году). То же. Изд. 2-е. М., 1862.

   Об авторе см. № 286.

   1825-1847. Странствие по России (ч. 1; ч. 3, с. 49-53, 68-79, 143-224; ч. 4, с. 306-308). Пребывание в расколе (до 1836 г.). Посещение стародуб-

   132

   ской слободы Черниговской губернии, керженских скитов Нижегородской и Костромской губерний, иргизских монастырей Саратовской губернии и других раскольничьих мест. Жизнь в Киеве и путешествие по русским и молдавским монастырям и скитам (1837, 1847). В тексте - сказание о старце Данииле, слово к старообрядцам, беседы с беспоповцем поморской секты и др.

   703. Прогулка на Преображенском безпоповщинском Федосеевском кладбище в Москве.-ДЧ, 1879, ч. 2, № 7/8, с. 383-434. В конце текста: А. С-н.

   1850-1851. Федосеевцы: история возникновения секты, нравы и обычаи.

   704. Рассказ очевидца о действиях преосвященного Иакова по обращению раскольников Саратовской губернии с 1832 по 1839 год. Спб., тип. Штаба воен.-учеб. заведений, 1862. 87 с.

   Саратовская епархия к началу управления Иакова (Вечеркова). Расколы ничьи секты. Действия Иакова по обращению раскольников в православие. Уничтожение иргизских скитов.

   705. Рябов К. Е. Памятные записки священника Кирилла Рябова.- ДЧ, 1870, ч. 2, № 7, с. 83-102; № 8, с. 105-125 (везде -паг. 2-я).

   Рябов Кирилл Ефимович (1839 - ?), священник единоверческой сельской церкви Вятской епархии.

   1839-1864. Старообрядцы, их быт и нравы. Пребывание автора в расколе. Переход в единоверие и служба священником.

   706. Толстой В. С. Из служебных воспоминаний.- РА, 1884, кн. 2, № 3, с. 55-60.

   Об авторе см. № 494.

   1852. Обращение молокан Закавказья в православие.

   707. Шевелкин И. И. Рассказы из быта раскольничьего. - ДЧ, 1864, ч. 2, № 8, с. 105-121 (паг. 2-я); 1865, ч. 1, № 2, с. 17-29 (паг. 2-я); с. 65-78 (паг. 3-я). То же. Отд. отт. М., 1866.

   Шевелкин Иван Иванович - духовный писатель.

   50-60-е гг. Встречи с бывшими раскольниками в монастырях России.

   708. Якубовский М. Краткая записка о раскольничьих слободах, мона стырях, вновь возникших сектах и прочих тому подобных. Сообщ. А. Ти тов,-ДЧ, 1911, ч. 2, № 7/8, с. 265-300.

   Первая половина XIX в. Посещение раскольничьих сект южных губерний. Переход автора в православие.

Вперёд>>


1 Материал об отдельных церквях и монастырях см. в разделе "Местности и народы России".