<<Назад

   1861. Романов Д. Мое обращение в православие.-БС, 1891, т. 2, № 15. с. 362-388. То же. Отд. отт. М., 1891.

   Романов Даниил (р. 1854), старообрядец "беглопоповского" согласия.

   1854-1883. Детство в семье "беглопоповцев" в селе Ростовка Пензенской губернии. Наставники "беглопоповцев". Деятельность православных миссионеров. Религиозные искания и присоединение к православию на началах единоверия.

   1862. Садовский А. В раскольническом скиту. (Поездка к Силуану, лжеепископу раскольников кавказских).- "Странник", 1896, т. 1, № 2, с. 284-293.

   Автор - священник.

   1891. Посещение старообрядческого скита на Кубани близ станции Кавказской. Встреча с белокриницким епископом Силуаном.

   1863. Серавкин К. А. Рассказ бывшего раскольника о своем пребывании в расколе и обращении в православие. [Публ. М. 3. 3-ва].- ПрРЕВ, 1883г № 3, с. 78-86; № 4, с. 128-133; № 7, с. 234-244; № 9, с. 278-287; № 13, с. 361-365.

   Серавкин Кузьма Акимович (ок. 1850 -после 1883), житель деревни Паршино Рязанской губернии.

   Середина XIX в.- 1877. Семья. Присоединение к белокриницкому, а затем к "беглопоповскому" согласиям. Начетчик М. М. Мартынов, беглые священники Н. П. Колоколов и И. Д. Демьянов. Быт и нравы старообрядцев. Собор "беглопоповцев" в деревне Спас-Клепики. Спор автора с единоверцами, переход в православие.

   1864. Скосырский В. В. Повествование обратившегося в православие от согласия беглопоповцев. Сообщ. Е. Кельцев.- ТобЕВ, 1890, № 1/2, с. 27-36.

   Скосырский Викул Васильевич (р. ок. 1860), крестьянин. 60-80-е гг. Жизнь в Тобольской губернии в семье старообрядцев "беглопоповского" согласия. Знакомство с "Окружным посланием". Поездка в Моск-

   303

   ву, посещение Рогожского кладбища. Беседы с "беглопоповцами". Присоеди нение к православию.

   1865. Слезин С. Е. Рассказ бывшего старообрядца "поповский" секты Семена Слезина о его жизни в расколе, бегстве за границу и Обращении в православную церковь. [Публ. и статья "Вместо предисл. к читателю" К. По пова].-"Истина", 1883, кн. 85, с. 1-96 (паг. 2-я).

   Автор - старообрядец, впоследствии причетник единоверческой церкви.

   1832-1872. Жизнь "беглопоповцев" деревни Острая Лука Николаевского уезда Самарской губернии. Бегство из России. Жизнь в Румынии и Пруссии, присоединение там к белокриницкому согласию. Характеристика деятелей белокриницкой иерархии. Возвращение в Россию. Присоединение к право славию на началах единоверия.

   1866. Тихомиров Т. Е. Крестьянина Т. Е. Тихомирова повествование о жизни в расколе и обращении в православие.-БС, 1887, т. 1, № 9, с. 670- 685; № 10, с. 748-758. То же. Отд. отт. М., 1887.

   Тихомиров Тимофей Егорович, старообрядец.

   1860-е гг.- 1886. Жизнь и быт старообрядцев белокриницкого согласия. Окружники и неокружники. Служба дьячком при окружнической часовне. Встречи с деятелями белокриницкой иерархии. Отказ от белокриницкого священства, присоединение к православию на началах единоверия.

   1867. Токарев А. Л. Записки бывшего раскольника крестьянина деревни Шульгина Лога Андрея Токарева.-ТомскЕВ, 1891, № 4, с. 13-24; № 5, с. 13-21.

   Автор (р. 1862), старообрядец "беглопоповского" согласия.

   1862-1890. Жизнь старообрядцев деревни Шульгин Лог Томской губернии. Родители. Переезд в Восточную Сибирь и присоединение к "беглопоповскому" согласию (1869). Назначение наставником "беглопоповцев". Служба в армии. Присоединение к православию.

   1868. Томилин Л. В. Воспоминание о моей жизни в расколе и обращении из раскола в православие.-БС, 1899, т. 1, № 1, с. 83-87. То же. Отд. отт. М., 1899.

   Томилин Лазарь Вонифатьевич (р. 1855).

   1860-е гг.- 1891. Воспитание в семье старообрядцев "беглопоповского" согласия. Отъезд в Бессарабию. Встречи с православными священниками, присоединение к православию на началах единоверия.

   1869. Тужилкин Е. Д. Рассказ из жизни бывшего старообрядца Пензенской губ., городищского мещанина Евфима Димитриева Тужилкина, прожива ющего в деревне Боржовке, Павловской волости.- ПензЕВ, 1887, № 7, с. 13-34.

   Автор (р. 1859).

   1859-1886. Присоединение к "беглопоповскому" согласию. Уход в скит. Нравы и быт "беглопоповцев". Деятельность старообрядца В. А. Дубровина. Споры со старообрядческими начетчиками.

   1870. Турков К. Рассказ К. Туркова, урядника Кубанского казацкого войска.-БС, 1892, т. 1, № 6, с. 428-444.

   Др. публ.- В кн.: Рассказы бывших старообрядцев о жизни в расколе и обращении в православие. Вып. 1. М., 1892.

   Автор (р. 1863), старообрядец белокриницкого согласия.

   1863-1891. Беседы старообрядцев, их священников и начетчиков с единоверческим миссионером К. Крючковым. Присоединение автора к православию на началах единоверия.

   1871. Фролов С. В. Воспоминания о жизни в старообрядчестве и обращении в православие.-БС, 1898, т. 1, № 4, с. 465-483; № 5, с. 651-681. То же. Отд. отт. М., 1898.

   Фролов Спиридон Васильевич (р. 1852), старообрядец белокриницкого согласия.

   1852-1894. Родители и родственники. Уклад жизни старообрядцев посада Лужки Черниговской губернии. Споры в среде старообрядцев белокриницкого согласия. Знакомство с произведениями Павла Прусского. Присоединение к православию.

   1872. Чичкин М. К. Воспоминания о жизни в расколе М. К. Чичкина, бывшего старообрядческого диакона. [Запись М. С. Дударева].- БС, 1885, т. 1, № 8, с. 507-533; № 9, с. 577-594; № 10, с. 625-659. То же. Отд. отт. М., 1885. \

   Чичкин Михаил Кондратьевич (р. 1854), старообрядец.

   1854-1884. Присоединение к белокриницкому согласию. Встречи в Москве с Антонием Щутовым и издателем "Старообрядца" Н. Чернышевым. Жизнь в белокрийццком монастыре. Белокриницкий митрополит Кирилл и его преемник Афанасий, Присоединение к православию.

   1873. Шадрин И. Малолетки-узники. (Посвящается памяти епископа Арсения Уральского).-СтМ, 1910, № 12, с. 815-818.

   Автор - белокриницкий священник.

   Запись рассказа старообрядца В. Ерошкина о лишении родительских прав жителей села Озинки Николаевского уезда Самарской губернии старообрядцев Спириных, отпавших от православной церкви. Хлопоты Арсения Швецова об отмене судебного решения и возвращении детей к родителям.

   

Старообрядцы, неприемлющие священство ("беспоповцы")

   1874. Ануфриев И. Из воспоминаний. (Авдий Семенович Хайлов).- ВСХП, 1918, № 11, с. 87.

   Автор - старообрядец поморского согласия.

   70-80-е гг. Деятельность А. С. Хайлова по распространению учения по морцев.

   1875. Банатов Г. З. Рассказ бывшего наставника беспоповской самокрещенской секты Григория Захарова Банатова о его жизни в расколе и обра щении в православную Христову церковь.- В кн.: Миссионерские статьи под названием "Истина". Вып. 1. Псков, 1887, с. 173-237.

   Автор - крестьянин села Алексеевки Хвалыпского уезда Саратовской губернии.

   1838-1870. Детство. Быт и обычаи старообрядцев. Споры в среде "беспоповцев". Присоединение к согласию "самокрещенцев", а затем к православию.

   1876. Григорьев Д. Л. Обращение мое из раскола в православие.- ТобЕВ, 1888, № 15/16, с. 325-333.

   Григорьев Димитрий Логгинович (р. 1861), псаломщик.

   1860-е гг.- 1887. Быт "беспоповцев" села Пьянковского Курганского округа. Знакомство с приходским священником и чтение православных книг. Служба псаломщиком в войсках. Присоединение к православию.

   1877. Димитриев И. Сказание о жизни в расколе и обращении к церкви православной бывшего крестьянина Новгородской губернии Старорусского уезда, Ивана Димитриева.-АрхЕВ, 1889, № 16, с. 273-285; № 17, с. 290- 303; № 18, с. 309-317; № 23, с. 399-407.

   1856-1900-е гг. Присоединение к федосеевскому согласию, назначение чтецом и певчим. Жизнь при моленной в Старой Руссе. Поездки в Москву на Преображенское кладбище. Переход в филипповское согласие. Знакомство с православными миссионерами. Встреча с Павлом Прусским, жизнь в Никольском единоверческом монастыре. Поездка в Пертозерский скит. Присоединение к православию на началах единоверия, назначение псаломщиком.

   

   304

   305

   

   1878. Дударев М. С. Воспоминания из моей жизни в расколе и обращение из раскола в православие.-ПрКалужЕВ, 1873, № 7, с. 154-161; № 8, с. 182- 188; № 9, с. 202-210; № 10, с. 228-233; № 12, с. 272-280.

   1879. Дударев М. С. Воспоминания о моей жизни в расколе и по выходе из раскола.-БС, 1886, т. 2, № 18, с. 555-585; № 19, с. 648-666; № 20, с. 719-740; 1887, т. 1, № 1, с. 34-43; №2, с. 98-111; №3, с. 196-212; № 4, с. 268-281. То же. Отд. отт. М., 1887.

   [К № 1878-1879]. Дударев Михаил Савельевич (р. 1836); старообрядец лужковского согласия, затем православный священник, миссионер.

   1836-1884. Родители. Детство в старообрядческой семье в деревне Дворец Калужской губернии. Быт местных и странствующих старообрядцев. Проповедники лужковского учения и присоединение вместе с семьей к лужковско-му согласию (1846). Назначение уставщиком. Религиозные искания. Присоединение к православию. Основание народной школы в деревне Дворец. Встречи с архиепископом Григорием и начало миссионерской деятельности. Отношения с бывшими одноверцами. Деятельность "Братства апостола Иоанна Богослова" в Калуге. Поступление в миссионеры и поставление в священники.

   1880. Зубарев Е. Повествование о присоединении моем ко святой церкви.-БС, 1889, т. 1, № 4, с. 301-332.

   Др. публ. (с сокр.).- В кн.: Зубарев Е. Из моих воспоминаний и обличений глаголемого старообрядчества. М., 1899 (под загл.: Размышления, беседы и присоединение к православной церкви).

   Об авторе см. № 1810.

   1868-1888. Быт поморцев Орловского уезда Вятской губернии. Старообрядческие наставники. Присоединение к православию и поступление в братскую школу.

   1881. Игуменщева Е. В. Рассказ бывшей раскольницы Е. В. Игуменщевой, записанный священником А. Жезловым.- БС, 1893, т. 1, № 7, с. 526-531.

   Автор (р. ок. 1833)-жительница поселка Урлядинского Оренбургской губернии.

   Ок. 1875-1889. Знакомство с федосеевцами, их быт и нравы. Возвращение в православие.

   1882. Касаткин Н. И. Рассказ бывшего странника о своем уклонении в раскол и возвращении в православную церковь.- БС, 1875, т. 1, № 4, с. 294-332 (паг. 3-я). Прил.: письмо к автору от странников и его ответ.

   Касаткин Николай Игнатьевич (1832 -после 1875).

   1850-е гг.- 1875. Влияние старообрядцев на православное население Новгородской губернии. Уход с семьей в лес. Быт, мораль, обычаи, обряды, идеология "странников". "Страннический" собор в деревне Вахрушево. Основание автором и М. Васильевым согласия "брачных странников" (1866). Переписка с Павлом Прусским и присоединение к православию.

   1883. Козмин Ф. П. Моя жизнь в расколе и обращение в православие. Рассказ Ф. П. Козмина, жителя Большекородского федосеевского скита - БС, 1885, т. 1, № 5, с. 299-314.

   Автор (1847 - после 1884)-старообрядец федосеевского согласия.

   1847-1884. Родители. Детство в Архангельской губернии. Жизнь старообрядцев. Православный миссионер С. В. Чураков. Попытки одноверцев удержать автора в федосеевском согласии.

   1884. Лаврентьев С. Рассказ С. Лаврентьева, состоящего учителем при кишиневской церковно-приходской школе.-БС, 1892, т. 1, № 5, с. 362-375.

   Др. публ.-В кн.: Рассказы бывших старообрядцев о жизни в расколе и .обращении в православие. Вып. 1. М., 1892.

   Автор (р. 1865), бывший старообрядец поморского согласия.

   1865-1891. Отец и его отход от старообрядчества. Женитьба. Православный священник В. Дашкевич, споры с ним и присоединение к православию на началах единоверия. Назначение учителем при единоверческой церкви.

   

   1885. Мальцев С. Я. Из воспоминаний бывшего раскольнического наставника.-ТомскЕВ, 1898, № 4, с. 8-17.

   306

   Мальцев Савелий Яковлевич (р. ок. 1860), старообрядец поморского -согласия.

   Конец 1860-х гг.-1897. Жизнь в деревне Гагарьей Челябинского уезда Томской губернии. Семья. Назначение помощником наставника (1875). Быт и нравы поморцев. Деятельность в качестве старообрядческого наставника. Присоединение к православию.

   

   1886. Могилев Н. Ф. Отщепенец. (Страница из быта глаголемых старообрядцев). [Публ. и предисл. Е. Н. Опочинина].-ИВ, 1898, т. 73, № 8, с. 520-537.

   Могилев Николай Федорович (р. 1855 -ум. после 1897), ученик Павла Прусского.

   1855-1867. Родители. Детство в селе Арефино Рыбинского уезда Ярославской губернии. Поездка к Павлу Прусскому. Быт и нравы в федосеевском монастыре в Пруссии. Характеристика Павла Прусского перед его переходом в единоверие.

   1887. Мое отступление от св. церкви и возвращение в недра ее, или рассказ обратившегося из раскола ко св. церкви гражданина города Златоуста.-ОренбЕВ, 1874, № 14, с. 536-539; № 15, с. 577-581; № 17, с. 653 - 657; № 18, с. 699-702. В конце текста: Я-в.

   Автор - старообрядец филипповского, затем поморского согласия.

   Начало 1860-х гг.- 1872. Семья. Переход в старообрядчество. Наставники "беспоповцев". Жизнь в лесах. Быт и нравы старообрядцев различных согласий. Возвращение в православие.

   

   1888. Мучкин Ф. В. Как я жил и что видел в расколе. [С предисл. "От редакции"].-БС, 1887, т. 2, № 15, с. 357-376; № 16, с. 433-453; № 17, с. 516-537; № 18, с. 613-629.

   Др. публ.- Отд. изд. Спб., 1888.

   Мучкин Федор Васильевич (р. 1839).

   1839-1885. Родители. Уставщик В. Я. Киприянов. Присоединение к часовенному согласию. Жизнь в лесах среди отшельников, их быт, мораль. Возвращение на родину, в Кыштымский завод Пермской губернии. Деятельность по распространению старообрядчества. Уход от мира и жизнь в пещере. Переход в филатово согласие. Знакомство с поморцами. Нравы старообрядцев. Присоединение к православию.

   

   1889. Мучкин В. Ф. Мои встречи, разговоры и переписка с раскольниками.-БС, 1899, т. 2, № 14, с. 294-301; № 15, с. 377-391; № 16, с. 451-464; № 17, с. 534-543; № 18, с. 603-616. То же. Отд. отт. М., 1899.

   Об авторе см. № 1888.

   1884-1888. Отношения с бывшими одноверцами-"беспоповцами". Быт и нравы "беспоповских" монахов. Дискуссии с наставниками старообрядцев.

   

   1890. Перетрухин К. А. Автобиография. [Публ. Г. Н.].- СтП, 1914, № 8, с. 673-677; № 9, с. 737-740.

   Перетрухин Климент Анфиногенович (1856-1907), старообрядческий начетчик.

   1870-е гг.- 1907. Жизнь в селе Камелик Саратовской губернии. Отец. Пребывание в черемшанских старообрядческих скитах. Епископ Пафнутий Казанский. Поездки с миссионерскими беседами в Область войска Донского, Саратовскую и Оренбургскую губернии. Служба секретарем духовного совета при московском старообрядческом архиепископе Савватии. Обстоятельства семейной жизни.

   1891. Хахалкин П. М. Мое откровенное повествование о жизни в расколе и по выходе из раскола.-БС, 1891, т. 2, № 18, с. 590-605; № 19, с. 664- 693. Прил.: Заметка Павла Прусского об "Откровенном повествовании" П. М. Хахалкина. То же. Отд. отт. М., 1891.

   Хахалкин Петр Маркелович (р. 1857 -ум. после 1890).

   1857-1888. Семья. Деятельность старообрядцев в Кунгурском уезде Пермской губернии. Быт и нравы старообрядцев различных согласий. Споры в старообрядческой среде. Присоединение к сухорицкому согласию. Жизнь

   307

   в тайге в Томской губернии. Деятельность православных миссионербв. Присоединение к православию.

   1892. Цивилен К. Воспоминания из моей раскольнической жизни.- КамчЕВ, 1896, № 1, с. 14-17; № 2, с. 30-34; № 4, с. 80-85.

   60-80-е гг. Семья. Детство в селе Поташинском Пермской губернии. Переезд в Енисейскую губернию. Присоединение к часовенному согласию, быт и нравы старообрядцев. Переход в православие.

   1893. Чураков С. В. Крестьянина Степана Васильевича Чуракова повествование о том, где был и что видел, скитаясь по дебрям, раскола, и как, Божиим милосердием, изведен был на путь истины.-БС, 1884, т. 1, № 10, с. 500-519.

   Автор (1836-1903), в 80-х гг. помощник архангельского епархиального миссионера.

   1836-1875. Воспитание в среде филипповцев. Присоединение к старообрядцам "страннического согласия", их обычаи. Поездка на Волгу, арест, побег в Сибирь. Присоединение к православию на началах единоверия.

   1894. Шалкинский П. Д. Автобиография, жизнь в расколе и православии и деятельность епархиального миссионера священника Павла Шалкинского. Саратов, тип. губерн. земства, 1892. 76 с.

   Шалкинский Павел Дмитриевич (р. 1848), старообрядец-"беспоповец", впоследствии - православный миссионер.

   1848-1883. Родители и родственники. Обряд вторичного крещения у "беспоповцев". Быт старообрядцев села Самодуровка Саратовской губернии. Подавление в уставщики. Столкновения с "беспоповским" наставником П. Сычевым. Изучение православия, присоединение к православной церкви (1881). Миссионерская деятельность.

   1895. Южаков Е. М. Повествование о жизни моей в расколе и обращении в православную церковь.-БС, 1886, т. 2, № И, с. 33-35; № 12, с. 111-128. То же. Отд. отт. М., 1886.

   Южаков Евдоким Матвеевич (р. 1849), старообрядец филипповского согласия.

   1849-1877. Образ жизни старообрядцев-филипповцев. Быт и нравы обитателей скитов. Учение братьев Тепловых. Православные миссионеры И. Легатов и М. Макаров. Присоединение к православию.

   

Деятели старообрядчества

   1896. Филиппов Т. И. Три замечательные старообрядца. Спб., тип. М. Стасюлевича, 1899. 36 с. Прил.: письма Павла Прусского и И. Е. Кабанова ("Ксеноса"); записка Павла Прусского.

   Филиппов Тертий Иванович (1825-1899), чиновник, публицист, впоследствии генерал-адъютант, государственный деятель.

   1866-1876. Взгляды Павла Прусского и бывшего белокриницкого епископа, иеромонаха Чудова монастыря Пафнутия на некоторые церковные вопросы. Характеристика личности И. Г. Кабанова ("Ксеноса"). Его отношение к Собору 1667 г.

Антоний (Андрей Иларионович Шутов, 1800 - 1881)

   1897. Павел Прусский. Воспоминания об Антоние Шутове. (Письмо к ред. "Братск. слова").-Собр. соч. Ч. 3. М., 1888, с. 457-478.

   Др. публ.-БС, 1883, т. 1, № 1, 2. Об авторе см. № 1903-1908.

   308

   1846-1850-е гг. Рассказ об архиепископе белокриницкой иерархии Антонии. Его деятельность в качестве казначея федосеевского согласия. Знакомство с ним и совместное устройство старообрядческого монастыря в Пруссии. Жизнь Антония в Австрии, его переход в белокриницкий монастырь. Личность и взгляды Антония.

Геннадий Пермский (Григорий Васильевич Беляев, 1824 - 1892) и Конон Новозыбковский (Кузьма Трофимович Дураков, 1797 - 1884)

   1898. Павел Прусский. Воспоминания о Геннадии и Кононе. (Письмо в ред. "Братск, слова").-Собр. соч. Ч. 3. М., 1888, с. 489-502.

   Др. публ.-БС, 1884, т. 1, № 3.

   Об авторе см. № 1903-1908.

   Воспоминания о епископах белокриницкой иерархии Геннадии и Кононе в период их заточения в православных монастырях за незаконное ношение епископского сана. Встреча с Геннадием в Суздальском Спасоевфимиевском монастыре. Перевод Конона и Геннадия в Никольский единоверческий монастырь. Их взгляды и поведение.

Кабанов Иларион Егорович, по прозвищу "Ксенос" (ок. 1820 - 1882)

   1899. Дударев М. С. Из моих воспоминаний об авторе "Окружного послания" Иларионе Егоровиче Кабанове, прозвавшем себя "Ксеносом", и Фаддее Иудиче Фролове, присном друге и сотруднике "Ксеноса". [Предисл. от ред.].- БС, 1885, т. 1, № 1, с. 19-51; № 2, с. 73-87; № 3, с. 150-164. То же. Отд. отт. М., 1885.

   Об авторе см. № 1878-1879.

   60-е гг. Приезд "Ксеноса" в деревню Дворец Калужской губернии. Его личность и взгляды, выступления в защиту старообрядчества, взаимоотношения с автором воспоминаний. Помощник "Ксеноса" Ф. И. Фролов.

   1900. Кожевников В. Е. Воспоминания В. Е. Кожевникова об авторе "Окружного послания".-БС, 1885, т. 2, № 17, с. 441-462 (под загл.: Воспоминания о покойном Иларионе Георгиевиче, составителе "Окружного послания"); № 18, с. 514-532; № 19, с. 596-615.

   Об авторе см. № 1847.

   1850-е гг.- 1882. Знакомство с "Ксеносом". Черты его характера, образ жизни, взгляды на официальную церковь. Поездка вместе с ним в Москву. Составление, принятие и процедура подписания "Окружного послания" на соборе белокриницких епископов (1862), споры вокруг "Послания". Избрание Антония Шутова московским старообрядческим архиепископом. Разногласия автора с "Ксеносом", присоединение к православию (1865). Дальнейшая судьба "Ксеноса".

Вперёд>>