4061. Песковский М. Л. На службе. (Из личных воспоминаний).- РС, 1896, т. 88, № 12, с. 541-563.
Об авторе см. № 2343.
70-е гг. Назначение старшим учителем в Дисненское городское 2-х классное приходское училище (Виленская губерния). Педагогическая и общественная деятельность. Дисненское общество. Пожары в городе (1865). Перевод на должность письмоводителя и бухгалтера в Виленскую дирекцию народных училищ. Кружок педагогов. Попечитель Виленского учебного округа; И. П. Корнилов. Поступление в Петербургский университет.
4062. Смородинов В. Г. Годы службы моей в Варшавском учебном округе и эпизоды учебного быта.- PC, 1913, т. 154, № 6, с. 552-570; т. 155, №7,с. 157-186; № 8, с. 297-302; № 9, с. 464-491; т. 156, № 10, с. 181-196; 1914, т. 159, № 8, с. 352-371; № 9, с. 488-553; т. 160, № 10, с. 109-128. То же. Отд. отт. Пг., 1914.
Смородинов Владимир Григорьевич (1841-1917), инспектор, затем директор Радомской мужской гимназии в Царстве Польском.
1860-е гг.- 1903. Назначение на должность учителя русского языка, истории и географии в город Конин Варшавской губернии. Прибытие к месту службы. Конинское уездное педагогическое училище. Калишская женская и Петроковская мужская гимназии. Петроковский губернатор И. С. Коханов. Попечитель Варшавского учебного округа Ф. Ф. Витте. Ревизия Петроковской мужской гимназии министром народного просвещения Д. А. Толстым. Условия жизни и педагогической деятельности русских учителей в Царстве Польском. Служба автора в качестве инспектора и директора Радомской мужской гимназии (1873-1903). Администрация и педагогический персонал гимназии. Отражение различных общественно-политических событий в жизни Радомской мужской гимназии. Русское и польское провинциальное общество. Последствия восстания 1863 г. Реформы учебных заведений в Царстве Польском. Посещение Радомской гимназии Александром III, министром народного просвещения И. Д. Деляновым, другими высокопоставленными лицами.
4063. Филатова А. В. Воспоминания учительницы. 1874-1907. (Из пед. прошлого. Воспоминания, письма, материалы. Под ред. Ф. В. Кипарисова). М., "Работник просвещения", 1929. 112 с.
Филатова Анна Владимировна (р. ок. 1855), педагог.
Семья. Формирование взглядов автора. Летние курсы в Москве для учителей земских школ. Начало педагогической деятельности. Школа в Черкизове Московского уезда. Переход на работу в Московское городское Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых. Директор училища Д. К. Органов, члены училищного комитета: П. М. Третьяков, В. Н. Третьякова, Е. К. Станкевич, А. В. Станкевич. Система воспитания в училище, взаимоотношения в среде педагогов. Преподавание в московском городском Симоновском училище, r земской школе Елецкого уезда Орловской губернии и в начальной школе Владимирской губернии. Педагогическая общественность. Роль земства в раз-
281
витии народного образования. Председатели Московской губернской управы Д. А. Наумов и Московской уездной управы В. Ю. Скалон, Деятели просвещения: Н. А. Рубакин, В. И. Семевский, В. В. и Н. В. Водовозовы и др. Работа в "Детском приюте Московского губернского земства". Общественная жизнь последней трети XIX - начала XX в.
4064. Шестаков П. Д. Дмитрий Андреевич Толстой как министр народного просвещения. Посмерт. записки бывшего попечителя Казан, учеб. окр. Петра Дмитриевича Шестакова. 1866-1880. [Предисл. "От ред.>].- PC, 1891, т. 69, №.2, с. 387-405; т. 70, № 4, с. 183-210. Доп.: PC, 1891, т. 70, № 6, с. 656.
Об авторе см. № 2352.
1830-е гг.- 1880. Состояние народного образования в 30-60-х гг. Деятельность П. Д. Шестакова в качестве попечителя Казанского учебного округа. Министры народного просвещения С. С. Уваров и А. В. Головнин. Назначение министром народного просвещения Д. А. Толстого. Его приезд в Казань, осмотр им учебных заведений Казанского учебного округа. Знакомство, встречи и беседы с Толстым, совместные поездки в Вятку, Саратов, Пензу и другие города. Толстой и классическое образование. Гимназический устав (1871). Разработка университетского устава 1884 г. П. М. Леонтьев, М. Н. Катков. Учебные заведения для народов Поволжья. Н. И. Ильминский. Назначение Толстого министром внутренних дел, его смерть. В тексте - переписка Шестакова с Головниным и Толстым, речь Толстого перед профессорами Казанского университета, перечень трудов и статей Толстого и другие материалы.
См. также № 673, 1135, 2376, 2400, 2417, 2671, 3068, 3269, 3281, 4121, 4356, 4357, 4365, 4371, 4455, 4476-4479, 4481-4485, 4492, 4493, 4496, 4497, 4500
4065. Барсов К. А. Сельская школа и учитель. (Воспоминания и заметки).-РШ, 1896, № 5/6, с. 45-55; № 7/8, с. 25-31.
Автор - помощник учителя в сельской школе.
80-е гг. Организация занятий. Материальное положение школы. Быт учителя и учащихся.
4066. Борисов Я. В. Школьное товарищество. Из записок нар. учителя.- РШ, 1897, № 3, с. 100-116; № 4, с. 108-119. В конце текста: Я. Карась.
Борисов Яков Васильевич (1856-1923), учитель в Овражском сельском двухклассном училище, писатель.
80-е гг. Училище и приют. Состав учащихся. Организация занятий. Создание автором товарищеского суда учащихся - "Школьного товарищества", его деятельность по поддержанию порядка. Процедура ведения суда. Педагогические лриемы автора. Отношение учащихся к деятельности "товарищества", его воспитательное значение.
4067. Бронницкий С. Народная школа среди старообрядцев. (Из воспоминаний учителя).-СтМ, 1912, № 1, с. 42-51; № 2, с. 171-176.
Автор - учитель в младших классах земской школы.
60-70-е гг. Назначение в земскую школу помощником учителя. Отношение старообрядческого населения к школе и учителям. Учитель П. Г. Соколов.
4068. Бунаков Н. Ф. Как я стал и как перестал быть "учителем учителей". Спб., тип. т-ва "Обществ, польза", 1905 (на обл.: 1906). 157 с.
Об авторе см. № 4361-4362.
60-90-е гг. Основание начальной школы в Воронеже. Отношение педагогической общественности к просветительской деятельности автора. Московский всероссийский учительский съезд 1872 г. Руководство автора съездами народных учителей.
282
4069. Везиров Г. Мои воспоминания о "Мектебе".- KB, 1901, № 2, с. 39-48 (паг. 2-я).
Везиров Гашим-бек, бывший воспитанник "Мектебе".
80-е гг. Воспоминания о низшей мусульманской школе "Мектебе". Обстановка в школе, порядки и традиции. Взаимоотношения детей с муллой. Учебные программы.
4070. Воспоминания народного учителя. Спб., Синод, тип., 1911. 47 с. Автор - учитель в мужской начальной сельской школе.
Начало 90-х гг. Численность и национальный состав учащихся, распределение их по отделениям. Школьные и внеклассные занятия автора с учащимися. Посещение школы инспектором народных училищ. Переписка с бывшими учениками.
4071. Воспоминания сельской учительницы.- РШ, 1902, № 5/6, отд. 1, с. 30-41. В конце текста: Е. С.
С... Елизавета Николаевна, помощница учителя в одной из сельских школ.
80-е гг. Занятия с детьми крестьян, их отношение к учению и к автору воспоминаний. Быт сельских учителей. Лечение крестьянских детей автором.
4072. Год в сельской школе. (Из воспоминаний учительницы).- РШ, 1905, № 5/6, отд. 1, с. 51-76. В конце текста: Ко.. .ка.
Ко.. .ка Ольга Николаевна, учительница в одной из земских школ.
80-е гг. Семья. Окончание учительской семинарии. Приезд к месту службы. Открытие школы. Состав учащихся. Занятия. Организация общежития при школе. Школьный быт. Эпизоды из педагогической практики.
4073. Два дня на учительском съезде. (Из воспоминаний о 70-х годах).-РШ, 1913, № 5/6, отд. 1, с. 54-77. В конце текста: М. А. О-в.
Автор, по-видимому, Орлов Михаил Александрович, журналист, участник съезда учителей народных школ в одном из губернских городов на юге России.
1870. Подготовка к съезду. Состав его участников, повестка дня. Обстановка заседаний. Результаты съезда для дела народного просвещения.
4074. Дмитриев В. И. Школьные будни. (Из записок сельск. учителя).- МБ, 1896, № 2, с. 45-72 (паг. 1-я).
Дмитриев Виктор Иовович.
1895-начало 1896. Школьный быт. Распорядок учебного дня и организация занятий. Характеристика ряда воспитанников. Законоучитель о. Александр, сторож Дмитрий. Просветительская деятельность автора.
4075. Дубовенко Г. Е. Воскресные чтения в сельской школе. (Из записной книжки нар. учителя).- МБ, 1895, № 2, с. 161-173.
Дубовенко Григорий Егорович (ок. 1871-1900), учитель в одной из земских школ.
1891-1892. Организация занятий в школе. Тяга крестьянских детей к учению. Воскресные чтения для взрослых. Отношение крестьян к творчеству Н. А. Некрасова.
4076. Желнобобов В. С. Сельские грамотеи. (Крестьян. заметка).- МирВ, 1867, кн. И, отд. 1, с. 12-15.
Желнобобов Вячеслав Степанович, волостной писарь села Холохоленко Тверской губернии.
Конец 1850-х гг.- 1867. Запись рассказа автору крестьянина Симбирской губернии о своем обучении грамоте.
4077. Заметки и наблюдения. (Из заметок бывшего сельск. учителя).- РШ, 1899, №5/6, с. 179-189; № 7/8, с. 195-200; № 9, с. 237-246; № 12, с. 176-182. В конце текста: Дидо.
Др. публ.-Отд. изд.: Спб., 1902.
Автор - учитель сельской школы в одной из северо-восточных губерний. Середина 90-х гг. Уровень развития учащихся, их национальный состав. Организация занятий, педагогические приемы автора, взаимоотношения сучащимися и с их родителями. Характеристика русских и удмуртских школьни-
283
ков. Эпизоды из их жизни. Влияние школы на личность учащихся. Быт сельских учителей.
4078. Засодимский П. В. Из воспоминаний сельского учителя.- РШ, 1892, № 11, с. 22-36; № 12, с. 8-23.
Засодимский Павел Владимирович (1843-1912), педагог и беллетрист.
Первая половина 70-х гг. Устройство земской начальной школы в одной из центральных губерний. Приглашение автора в качестве учителя. Запись детей. Начало занятий. Состав учащихся, уровень их развития. Распорядок учебного дня. Совместное обучение. Характеристика крестьянских детей. Эпизоды из деревенской жизни. Условия жизни и быта сельского учителя. Встреча с М. Е. Салтыковым-Щедриным (1874). Участие в крестьянских сходах. Прощание со школой.
4079. Из дневника учительницы воскресной школы. (Наблюдения и заметки).- РШ, 1894, № 5/6, с. 34-58; № 7/8, с. 28-54; № 9/10, с. 18-50. В конце текста: К. То же. Отд. отт. Спб., 1894.
Автор, по-видимому, Вахтерова Эмилия Орестовна, деятельница народного просвещения, жена педагога В. П. Вахтерова.
80-е гг. Открытие школы. Состав учащихся. Организация занятий. Создание вечерних классов при школе. Школьная библиотека. Отношение учеников к школе, их взаимоотношения с учителями. Школьные праздники. Влияние школы на учащихся. В тексте - отрывки из ученических сочинений.
4080. Из записок заведующей воскресной школой. (Под ред. X. Д. Алчевской).- РШ, 1901, № 1, с. 40-50 (паг. 2-я).
Автор - заведующая воскресной школой в одном из уездных городов.
1880-е гг.- 1894. Влияние воскресной школы на судьбу ее ученика Белова. Организация им "Общества трезвости". Деятельность другого ученика по просвещению крестьян. Организация школьных занятий.
4081. Каллистов Ф. А. Из памятной книжки народного учителя. Деревен. бурса.-03, 1881, т. 257, № 8, отд. 1, с. 401-432. В конце текста: К. Листов.
Каллистов Флавиан Александрович (1849-1925), писатель, педагог. 70-е гг. Назначение учителем "отделения народной школы" в белорусском селе. Причины распространения "отделений". Помещение школы. Организация ученического общежития. Состав учащихся, их быт, условия обучения. Наблюдения за деревенской жизнью. Волостное правление, деятельность волостного суда, рекрутский набор. Быт и нравы деревенских жителей.
4082. Калмыкова А. М. Из дневника учительницы воскресной школы.- РШ, 1896, № 7/8, с. 32-66. В конце текста: К-ой. Об авторе см. № 4000.
Первая половина 90-х гг. Деятельность автора по учреждению воскресной женской школы в провинциальном городе. Помещение. Распорядок учебных занятий. Состав учениц, уровень их развития, взгляды на жизнь. Посещаемость. Взаимоотношения с учащимися, наблюдения над жизнью, бытом, условиями обучения. Судьбы воспитанниц.
4083. Кетриц Б. Э. Воспоминания о Спб. комитете грамотности.- В кн.: С.-Петербургский комитет грамотности. (1861-1911). Ист. очерк и воспоминания К. Диксона и Б. Кетрица. Спб., 1912, с. 51-57.
Кетриц Бернард Эрнестович, секретарь комитета в 1885-1893 гг., присяжный поверенный, журналист.
1860-е гг.-1893. Первая школа сельских учительниц в Петербурге (1863-1867). Председатели комитета грамотности Н. А. Ермаков и Я. Т. Михайловский. Деятельность комитета по оказанию помощи начальным школам. Сотрудники комитета. Сельские учителя в борьбе с голодом и его последствиями (1891-1893).
4084. Кившенко Н. Д. Дневник сельской учительницы.-РБ, 1887, № 7, с. 3-37; № 8, с. 21-75; № 9, с. 91-102; № 10, с. 117-134. То же. Отд. отт. Спб., 1887. _
284
Кившенко Надежда Даниловна, учительница в украинском селе.
Сент. 1884-февр. 1886. Прибытие на службу в село. Местное общество. Быт сельских учителей. Открытие школы. Начало занятий. Отношение учащихся и их родителей к отсутствию наказаний в школе. Внеклассные чтения. Взаимоотношения автора с учащимися. Деревенский быт, нравы. Влияние школы на учеников.
4085. Колосов С. В погоне за сельскохозяйственными знаниями. (Из воспоминаний нар. учителя 70-80-х гг.). Гжатск, тип. В. И. Подосенова, 1909.
VI, 26 с.
Автор - сельский учитель.
Семья. Детство. Поступление в учительскую семинарию в селе Алферово Вяземского уезда Смоленской губернии. Директор семинарии Н. Н. Новиков. Семинарская жизнь. Служба заведующим и учителем в одной из сельских школ Смоленской губернии. Обучение учеников основам сельскохозяйственных знаний. Поездка в Горки Могилевской губернии в Земледельческое училище. Возвращение к месту службы. Решение властей о нецелесообразности в данное время распространения агрономических навыков через посредство сельской школы. Увольнение от службы.
4086. Корхов Л. М. Школьные воспоминания крестьянина.- BE, 1870, кн. 8, с. 503-540. В конце текста: Л. Чечерский.
Корхов Лев Михайлович, журналист, происходил из крепостных крестьян.
1849-1867. Семья. Детство в местечке Черемухино в Белоруссии. Поступление в сельскую школу, организованную помещиком. "Душа школы" - крепостной учитель В. Ф. Сапожников. Его личность, взгляды, подвижническая деятельность. Товарищи по школе. Состав учащихся. Обучение "на песку" и "на доске". Выкуп отцом автора всей семьи на волю за 1000 рублей (ок. 1859). Поездка в Петербург (1861). Манифест 19 февраля. Смерть Сапожникова и закрытие школы.
4087. Круглов А. В. Из быта сельских учительниц. (Заметки из записной книжки). -ЖО, 1878, № 1, с. 33-39; № 8, с. 529-535; 1879, № 1, с. 43-50.
Об авторе см. № 3858-3859.
70-е гг. Рассказы автору, а также его личные наблюдения над жизнью, условиями работы, бытом сельских учительниц.
4088. Лебединцев Ф. Г. Болеслав Михайлович Маркевич в роли сельского педагога.-КС, 1884, т. 10, № 12, с. 751-757. В конце текста: Б. Д-р.
Лебединцев Феофан Гаврилович. (1828-1888), начальник Холмской учебной дирекции в Царстве Польском, редактор журнала "Киевская старина".
1868. Встречи с Маркевичем в период его службы чиновником особых поручений по народным школам в Царстве Польском. Характеристика его личности. Совместные с Маркевичем поездки для обозрения, ревизии и организации русских начальных школ. Посещение одной из таких школ в Холмском уезде. Помещение, внутренний вид. Система преподавания. Состав учащихся. Степень умственного развития детей. Взгляды автора на методы преподавания в подобных школах.
4088а. Русских Н. А. Старая школа. (Из воспоминаний).- В кн.: Литературный сборник. В память женщины-врача Е. П. Серебренниковой. Спб., 1900, с. 365-372.
Русских Николай Александрович (1857-1916), публицист.
80-90-е гг. Начальная школа при одном из уральских заводов. Система преподавания. Учителя. Выступление Е. П. Серебренниковой на съезде врачей в Перми по вопросу об отмене телесных наказаний.
4089. Свешникова Е. П. Среди детей. (Заметки учительницы).- ЖО, 1876, № 7, с. 328-340.
Свешникова Елизавета Петровна (1840-1918), педагог, писательница.
60-е гг. Преподавание в городской школе. Судьба одной из учениц. Педагогические приемы автора. Размышления о причинах неудач в преподавании.
4090. Симонович А. С. Заметки из дневника сельской учительницы.- РШ, 1893, № 12, с. 19-40.
285
Симонович Аделаида Семеновна (1840-1933), деятельница народного образования, в конце 80-х -начале 90-х гг. - учительница народной школы в. одной из северных губерний.
1888-1892. Распорядок учебного дня в школе. Деревенские ученики, их интересы, отношение к отдельным явлениям общественной жизни, тяга к учению, патриотизм. Педагогическая деятельность автора, взаимоотношения с учащимися. Чтение в школе. Организация общежития. Домашняя жизнь учеников. Эпизоды из жизни русской деревни.
4091. Сиповский В. Д. Деятельность A. К. Пфеля по управлению учили щем глухонемых 1881-1887.-В кн.: Александр Карлович Пфель. (Род. 1826, ум. 27-го марта 1887 г.). Спб., 1888, с. 20-28.
Об авторе см. № 4462-4463.
Педагогическая деятельность А. К. Пфеля в качестве почетного опекуна Петербургского училища глухонемых. Его взгляды на организацию воспитания и образования учащихся. Результаты опекунской деятельности А. К. Пфеля. Приводятся выдержки из документов.
4092. Тернистый путь. (Из записок школьного учителя).- "Наблюдатель", 1899, № 7, с. 30-53 (паг. 1-я). В конце текста: Н-в.
Автор - учитель в земской, затем церковно-приходской школе в одной из центральных губерний.
70-90-е гг. Окончание учительского института. Служба в земской школе. Быт сельских учителей, отношение к ним местных властей и населения. Принятие сана дьякона и переход на службу в церковно-приходскую школу. Открытие автором школы для девочек. Условия жизни учителя церковно-приходской школы. Характеристика крестьянских детей. Размышления о судьбах народного образования.
4093. Рункошевская Е. А. Современные парии. (Воспоминания учительницы народного училища). Кишинев, тип. Ф. В. Грузинцева, 1885, 6, 140 с.
Рункошевская Елена (Евелина) Александровна, учительница женского народного училища в одном из уездных городов Бессарабской губернии.
70-е гг. Обстоятельства личной жизни. Инспектор народных училищ Бес сарабской губернии Д. Я. Славинский, его участие в судьбе автора и помощь в поступлении на службу в женское училище. Знакомство автора с ученицами. Администрация. Условия жизни и быта народных учителей. Состав учащихся. Взаимоотношения автора с ученицами, а также с администрацией. Быт уче ниц, занятия, эпизоды из жизни училища. Характеристика ряда воспитанниц. Местное общество. Смерть Славинского. Перевод автора на новое место службы.
4094. Пахман Л. Из дневника одного еврейского смотрителя училищ 1-го разряда -ВЗР, 1867, т. 1, кн. 3, отд. 4, с. 350-360; кн. 4, отд. 4, с. 22-30.
Пахман Лазарь, близкий знакомый смотрителя училищ.
60-е гг. Встреча в одном из местечек Виленской губернии со смотрителем местного еврейского училища. Наблюдения за его жизнью и деятельностью, знакомство с его дневником (назначение смотрителем; состояние училища; состав учеников; местное общество; педагогическая деятельность, отношения с единоверцами).
4095. Рогаля-Левицкая Н. Из жизни одной воскресной школы. (Из личных наблюдений и воспоминаний).- "Образование", 1896, № 10, отд. 1, с. 32-49.
Автор - одна из организаторов и учительница Виленской воскресной школы для неимущих женщин.
1888-1896. Создание школы в Вильно и помощь X. Д. Алчевской в ее организации. Открытие школы (1889). Состав учениц, уровень их знаний. Ор
ганизация занятий. Предметная система обучения. Школьная библиотека. Отношения преподавательниц с ученицами. Взгляды виленского общества на школу.
4096. Баракшин А. Из записок сельского учителя.-НО, 1902, т. 1, кн. 3, с. 249-254.
Автор - учитель Угронской земской школы Вельского уезда Вологодской губернии.
1887-1888. Положение дел в школе к моменту назначения автора учителем. Первые уроки. Организация учебного процесса. Школьный хор. Открытие воскресной школы. Подготовка учащихся к экзаменам.
4097. Заслоновский С. О. Ювеналий. (Из школьных воспоминаний). - "Христианин", 1908, № 4, с. 958-962.
Заслоновский Стефан, ученик о. Ювеналия в сельской школе, впоследствии студент Московской духовной академии.
1870-е гг.- 1896. Священник Крестовоздвиженской церкви близ Устюга Вологодской губернии о. Ювеналий (1851-1896). Его педагогическая деятельность в качестве законоучителя в сельской школе. Взаимоотношения с учениками. Помощь о. Ювеналия автору в поступлении в духовное училище.
4098. Алчевская X. Д. История открытия школы в деревне Алексеевке Михайловской волости. Харьков, тип. М. Зильберберга, 1881. 48 с.
Др..публ.-Б кн.: Алчевская X. Д. Передуманное и пережитое. М., 1912.
Об авторе см. № 4352-4357.
Май-ноябрь 1879. Дневник. Обучение крестьянских детей грамоте. Запрет властей вести занятия, а также лечить больных детей. Отношение детей и их родителей к прекращению занятий. Беседа с судебным следователем и постановление суда о прекращении дела о "незаконном" обучении.
4099. Агафонов Н. Я. Школьные воспоминания. (По случаю недавнего юбилея Михайловского приходского училища).-В кн.: Агафонов Н. Я. За волжская вивлиофика. Вып. 1. Казань, 1887, с. 11-19. В конце текста: Я. По садский.
Об авторе см. № 4044.
Вторая половина 50-х гг. Поступление в училище. Внешний вид классных помещений. Состав учащихся. Система взаимного обучения ("ланкастеровский способ"). Распорядок занятий.
См. № 4121
4100. Познанский Б. С. Воспоминание из недалекого прошлого. (О школе и грамотности в Киевской губернии).- КС, 1885, т. 11, № 2, с. 241-267. В конце текста: Борис П-ский.
Об авторе см. № 2344.
1860-1884. Организация в Киеве польскими студентами воскресной школы для мальчиков-украинцев (1860). Село после отмены крепостного права. Организация автором воскресной школы в одной из деревень Киевской губернии. Методы обучения в ней. Состав учеников. Просветительская деятельность среди взрослых, чтение книг для народа на украинском языке. Эпизоды из жизни крестьян.
286
287