4151. Воробьев М. Из записок бывшего старообрядца Мины Воробьева. - ТомскЕВ, 1900, № 23, мис. отд., с. 14 - 24; № 24, мис. отд., с. 11 - 14.
Автор - житель деревни Ворониха Барнаульского уезда Томской губернии.
1899 - 1900. Религиозные искания автора - старообрядца поморского согласия. Поездка в Москву. Встречи со старообрядцами различных согласий, наблюдения за их жизнью, бытом. Посещение храмов Московского Кремля. Присоединение к православию.
4152. Зеленков В. Т. Дневник Василия Тимофеевича Зеленкова /Публ., ред., предисл. и заключение Н. Д. Зенина. - СМ, 1911, № 3, с. 196 - 202; 1912, № 10, с. 978 - 989; № 11, с. 1046 - 1060, ил.
Автор - белокриницкий начетчик.
1904 - 1905. Встречи и беседы со старообрядцами различных согласий, их отношение к личности автора. Присоединение отдельных старообрядцев к белокриницкому согласию. Полемика с православными миссионерами. Взаимоотношения с представителями власти. Встречи с деятелями старообрядчества.
4153. Зенин Н. Д. Жизнь нашего издания. - СМ, 1916, № 11/12, с. 746 - 757, ил.
Зенин Никифор Дмитриевич, редактор и издатель журнала "Старообрядческая мысль".
1909 - 1916. Основание журнала, его направление, материальное положение, сотрудники. Деятельность автора в качестве редактора. Причины прекращения журнала. В тексте - список отдельных изданий журнала.
4154. Златомрежев В. Присоединение к православию из раскола двух школьников. - ТомскЕВ, 1901, № 11, мис. отд., с. 19 - 23, № 12, мис. отд., с. 18 - 23.
Златомрежев Владимир, благочиннический миссионер, законоучитель церковно - приходской школы при Покровской церкви в Барнауле, священник.
1899 - 1901. Сближение автора со своими учениками по церковно - приходской школе П. Зыряновым и И. Доценковым. Присоединение отдельных старообрядцев к православию.
4155. Златомрежев В. Случай обращения к православной церкви раскольнической семьи. - ТомскЕВ, 1900, № 6, мис. отд., с. 11 - 18.
Об авторе см. № 4154.
1899. Служба автора в Барнауле. Знакомство со старообрядцем "стариковского" согласия С. В. Балдиным, беседы с ним. Рассказ Балдина о своей жизни, его присоединение к православию вместе с семьей.
4156. Карлович В. М. [Автобиография]. - Церковь, 1912, № 39, с. 945 - 946. - В ст. "В. М. Карлович".
Карлович Владимир Михайлович (ум. 1902), старообрядец, автор книг по истории старообрядчества.
60 - е гг. - 1902. Воспитание в еврейской семье. Знакомство со старообрядцами и принятие крещения. Преследования со стороны властей. Обстоятельства личной жизни. Судьба книги автора "Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядцев". Переезд в Австрию.
4157. Карлович Л. В. Воспоминания дочери об отце: (Памяти В. М. Карловича). - Церковь, 1912, № 49, с. 1179 - 1180.
80 - е гг. - 1905. Жизнь Карловича в Австрии. Личность отца, черты его характера. Разрешение вернуться в Россию (1905).
4158. Комаров И. В. Из дневника бывшего раскольника: Мои воспоминания о жизни в расколе и о том, как я из беспоповской секты перешел в поповскую - Австрийскую Окружного толка, а потом присоединился к Православной Христовой Церкви. - ЕЕВ, 1915, № 13/14, отд. неофиц., с. 11 - 16; № 15, отд. неофиц., с. 11 - 17; № 16, отд. неофиц., с. 12 - 19.
Комаров Иван Васильевич, житель села Никольского Минусинского уезда Енисейской губернии.
80 - е гг. - 1903. Детские годы в старообрядческой семье. Старообрядческие наставники и начетчики. Образ жизни, быт, взгляды старообрядцев различных согласий, разногласия в их среде. Религиозные искания. Присоединение к православию на правах единоверия.
4159. Кузнецов А. Мои воспоминания. - УСт, 1915, № 4/5, с. 26 - 33.
360
361
4159а. Кузнецов А. Мои впечатления от [Всероссийского] единоверческого съезда в С. - Петербурге. - Златоструй, 1912, № 5, с. 86 - 88.
[К № 4159 - 4159а]. Кузнецов Афанасий, делегат съезда.
22 - 30 янв. 1912. Встречное делегатами, их настроение. Обстановка на заседаниях съезда, круг обсуждавшихся вопросов. В тексте - отрывки из документов.
4160. Малиновцев Ф. А. Новое исследование о белокриницком митрополите Амвросии: (Две поездки на Восток часовенного беспоповца Ф. А. Малиновцева). - М., 1910. - 77 с.
Др. публ. - В журн.: Старообрядцы, 1908, № 7 - 111; 1909, № 1 - 4. (Первая поездка); В кн.: Малиновцев Ф. А. Новое исследование о белокриницком митрополите Амвросии. М., 1908. (Вторая поездка).
Малиновцев Флегонт Артемович.
1900, 1907. Поездки автора совместно с Г. Н. Грачевым для разрешения вопроса о законности белокриницкого священства (1900). Встречи со старообрядцами различных согласий за рубежом. Церкви, монастыри, часовни. Встречи с представителями зарубежных православных церквей. Возвращение в Россию. Посещение Рогожского кладбища в Москве.
4161. Мизякин Л. Т. Черемшан: (В старообряд. скитах). - Саратов:Тип."Сарат, листка", 1909. - 68 с. Мизякин Лев Тарасович, сотрудник "Саратовского листка".
Около 1909. Посещение и осмотр старообрядческих монастырей и скитов в долине реки Черемшан в Саратовской губернии (близ Хвалынска). Иноки и инокини, уклад их жизни, занятия. Встречи и беседы с местными старообрядцами, наблюдения за их жизнью, бытом,, традициями.
4162. Новиков И. Из путевых заметок по расколу. - Томск ЕВ, 1896, № 22, отд. неофиц., с. 26 - 33; № 23, отд. неофиц., с. 7 - 17; № 24, отд. неофиц., с. ?0 - 34; 1897; № 1, отд. неофиц., с. 29 - 37; № 2, отд. неофиц. с. 8 - 11; № 3, отд. неофиц., с. 15 - 20; № 4, отд. неофиц., с. 16 - 19; № 5, отд. неофиц., с. 6 - 12; № 8, отд. неофиц,, с. 1 - 8; № 9, отд. неофиц., с. 5 - 17; № 15, отд. неофиц. с. 12 - 24.
Новиков Иван, православный миссионер, священник.
Май - авг. 1896. Поездка по старообрядческим селениям Томской губернии. Быт, обычаи и нравы старообрядцев различных согласий, их наставники и начетчики. Миссионерская деятельность автора.
4163. Оглоблин Н. Н. В Черемшанских скитах: (Из путевых заметок). - ИВ, 1911, т. 126, № 10, с. 213 - 225.
Об авторе см. № 3237.
1910. Посещение старообрядческих скитов близ Хвалынска Саратовской губернии. Быт, образ жизни иноков и инокинь.
4164. Оглоблин Н. Н. На озере Светлояре: (Из путевых заметок). - РБ, 1905, № 6, с. 131 - 158.
Об авторе см. № 3237.
Июнь 1904. Поездка на озеро (в Макарьевском уезде Нижегородской губернии). Встречи с местными старообрядцами. Их быт, традиции, образ жизни, предания. Посещение автором дискуссий по вопросам религии с участием православных, старообрядцев сектантов.
4165. Расторгуев Т. Иргизские монастыри и мое воспоминание о миссионере эпископе Тихоне Николаевском и игуменье Магдалине. - СДВ, 1908. №22, с. 9 - 11.
Автор - православный священник.
Сент: 1902. Посещение Иргизского Спасо - Преображенского единоверческого мужского и Николаевского Вознесенского женского монастырей (Саратовская губерния). Встречи и беседы с единоверческим епископом Николаевским Тихоном и игуменьей женского монастыря Магдалиной. Церковная школа при мужском монастыре.
4166. Холостов Е. [Встреча с Г. Карабиновичем] /Сообщ. преподаватель Донской духовной семинарии священник Евграф Овсянников. - МО, 1904, № 19, с. 1377 - 1388. - В ст. "Из жизни Донской беглопоповщины".
Холостов Евтихий, окружной миссионер по Донской епархии.
1904. Встреча на хуторе Потапове Донской области с "беглым" священником Карабиновичем. Беседы с ним по религиозным вопросам. Рассказ Карабиновича о своей жизни, присоединении его к старообрядцам - "беглопоповцам".
4167. Шмаков Ф. С. [Воспоминание о Г. Карабиновиче] /Сообщ. преподаватель Донской духовной семинарии священник Евграф Овсянников. - МО, 1904, № 19, с. 1388 - 1396. - В ст. "Из жизни Донской беглопоповщины".
Автор (ум. 1902), старообрядец "беглопоповского" согласия, затем помощник окружного миссионера по Донской епархии.
1898. Поездка автора в Новозыбков Черниговской губернии на поиски "беглого" священника. Встреча с бывшим православным священником Г. Карабиновичем и его переход к "беглопоповцам". Деятельность Карабиновича в станице Константиновской Донской области. Черты его .характера, эпизоды из жизни.
4168. Дубровский М. А. Из воспоминаний сельского священника. - ОрлЕВ, 1914, № 37, отд. неофиц., с. 960 - 964; № 39, отд. неофиц., с. 1030 - 1034; 1915, № 12/13, отд. неофиц., с. 316 - 325; № 34, отд. неофиц., с. 798 - 808; № 35, отд. неофиц., с. 827 - 842; 1916, № 2, отд. неофиц., с. 38 - 50; № 3, отд. неофиц., с. 73 - 81.
Дубровский Митрофан Алексеевич, приходский священник села Короськово Кромского уезда Орловской губернии.
1897 - 1914. Служба приходским священником. Наблюдения за жизнью сектантов различных направлений, борьба с ними. Характеристика отдельных сектантов. Беседы с ними автора и православных миссионеров. Эпизоды из народной жизни. Прихожане во время событий 1905 г.
4169. Соболев И. Из жизни сельского прихода. - ВорЕВ, 1914, № 7, ч. неофиц., с. 188 - 192; № 8, ч. неофиц., с. 205 - 212.
Соболев Иван, приходский священник, воспитанник Воронежской духовной семинарии.
1908 - 1909. Способы распространения сектантства в Воронежской губернии. В тексте - рассказ крестьянина Адамова о его встречах с проповедниками сектантских взглядов.
4170. Морозов Д. Как меня в адвентизм обрабатывали. - М.: Рус. печатня, 1911. - 15 с. - (Кн - во "Верность"; № 34).
Морозов Дмитрий, столяр.
Около 1908 - 1911. Жизнь автора в Москве. Сближение с адвентистами. Проповедник А. И. Вильдгрубе. Образ жизни адвентистов, порядки в общине. Разрыв автора с ними.
4171. Балихин Ф. П. Мои мытарства. - Баптист, 1912, № 8, с. 7 - 8. Балихин Федор Прохорович (р. 1854), проповедник баптизма. 1909 - 1912. Попытки автора добиться разрешения на устройство баптистских собраний в селе Тихоновка Бердянского уезда Таврической губернии.
4172. Белоусов С. Впечатления от съезда. - Баптист, 1910, № 44, с. 346 - 348; № 45, с. 355 - 357; № 47, с. 373 - 374; № 48, с. 381 - 382; № 49, с. 387 - 389; № 50, с. 396 - 398; № 51, с. 405 - 406 с ил.
Автор - участник съезда.
362
363
1 - 9 сент. 1910. Поездка в Петербург на IV Всероссийский съезд баптистов. Его работа, основные вопросы, характеристика отдельных выступлений. Взаимоотношения в среде баптистов.
4173. Демихович Я. Что привело меня к сектантам и почему я ушел от них? - ЕЖ, 1914, № 8/9, с. 127 - 140.
Автор (р. ок. 1881).
Около 1890 - 1914. Формирование у автора религиозных представлений. Присоединение к киевской общине баптистского направления. Раскол в общине. Создание и деятельность Киевской общины евангельских христиан (баптистского направления). Жизнь общины, разногласия в ее среде, выход из нее автора. В тексте - характеристика внутренней жизни в других общинах киевских евангельских христиан (баптистского направления) и собственно баптистов.
4174. Дударев М. С. Рассказ бывшего старообрядца о своем совращении в штундизм и беседа с ним. - КалужЕВ, 1903" № 1)1, ч. неофиц., с. 263 - 272; № 13, ч. неофиц., с. 32)1 - 329; № 14, ч. неофиц., с. 338 - 348.
Дударев Михаил Савельевич (р. 1836), епархиальный миссионер, священник.
Около 1896 - 1901. Посещение автора бывшим старообрядцем В. И - м. Его. рассказ о своей жизни: поездки по делам торговли в Киевскую губернию, присоединение к баптистской общине, эпизоды из ее жизни. Беседа автора с В. И - м по религиозным вопросам. Решение последнего о присоединении к православию.
4176. Зиновьев С. П. Мой путь в небесную страну. - Баптист, 1909, № 10, с. 10 - 12.
Автор (р. ок. 1849), баптист.
Около 1894 - 1905. Путь автора к баптизму, его проповеди. Преследования со стороны властей. Арест и последующая ссылка в Закавказье. Жизнь на поселении.
4177. Иванов В. И. В баптистском винограднике: Как строют они ограду вокруг своего виноградника. - ДХ, 1911, № 3, с. 49 - 54.
Иванов Василий Иванович, житель села Пришиб Астраханской губернии, баптист.
1909 - 1911. Участие автора в баптистском съезде в Ростове (1909), его разногласия с руководителями Пришибской общины баптистов. Характеристика внутренней жизни общины. Отлучение автора от баптистской церкви.
4178. Лясоцкий И. Из записок ссыльного; Приложение к "Запискам ссыльного" /Предисл., ред. и примеч. В. Д. Бонч - Бруевича. - В кн.: Материалы к истории и изучению русского сектантства. (Женева], 1902, вып. 6, с. 1 - 25 (паг. 2 - я).
Лясоцкий Иван (р. 1841), баптистский пресвитер.
1871 - 1901. Знакомство с баптизмом и его проповедниками в Таращанском уезде Киевской губернии. Отход от православия. Преследования сектантов со стороны властей. Аресты, тюрьмы, ссылки. Жизнь на поселении в различных губерниях. В тексте и приложении - письма автобиографического характера.
4179. Макаревский Н. И. Обращение священника на евангельский путь. - Спб.: Тип. Кюгельген, Глич и К°, [1913]. - 42 с., 2 портр.
Макаревский Николай Иванович, бывший священник Топилецкой церкви Белостокского уезда Гродненской губернии, затем баптист.
Конец 80 - х гг. - 1913. Автобиография. Учение в Виленской духовней семинарии. Женитьба. Служба приходским священником. Образ жизни автора, его атеизм. Самостоятельное изучение Библии, сближение с баптистами. Отход от православия и прошение о снятии священнического сана.
4180. Макаревский Н. И. Сборник обращений на евангельский путь жизни. - Спб.: Тип. Андерсона и Лойцянского, 1914. - 72 с.
Об авторе см. № 4179.
Конец XIX в. - 1913. Поездки автора по России и распространение им баптизма. Встречи и беседы с сектантами, их рассказы о своих судьбах.
364
4181. Марченко Н. Возникновение Попасненской общины евангельских христиан [в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии]. - ДХ, 1912, № 4/5, с. 63 - 75.
Автор - один из основателей общины.
1905 - 1911. Влияние сектанта С. К. Богуша (см. № 4200) на формировав ние религиозных убеждений автора. Создание баптистской общины. Эпизоды из ее жизни, внутренние разногласия. Выход автора из общины.
4182. Никитенко Т. А., Харахонов П. С. Начало жизни христиан и страдание их в селе Павловках, какие они переносили мучения и гонения от язычников за веру Господа нашего Иисуса Христа. - В кн.: Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Спб., 1908, вып. 1, с. 186 - 205.
Никитенко Тимофей Андреевич, Харахонов Петр Семенович - жители села Павловки Сумского уезда Харьковской губернии.
1891 - 1902. Баптистская община в селе Павловки. Преследования со стороны властей. Эпизоды из жизни авторов и других сектантов. Местная администрация.
4183. Семеренко О. А. Ужасы гонений в России /Под ред. и с примеч. В. Д. Бонч - Бруевича. - В кн.: Материалы к истории и изучению русского сектантства. [Женева], 1902, вып. 6, с. 58 - 64 (паг. 2 - я).
Семеренко Осип Андреевич, баптист, житель селения Плоское Остерского уезда Черниговской губернии.
1896 - 1897. Присоединение автора к баптизму и начало преследований. Увольнение с работы. Истязания автора и его женьк волостным старшиной. Побег из тюрьмы, прибытие в Тульчу (Румыния).
4184. Тимошенко М. Д. В Нарымский край: Воспоминания и впечатления ссыльного. - М.: Тип. изд - ва "Слово истины", 1917. - 244 с. - (Б - ка изд - ва "Слово истины"; № 1).
Тимошенко Михаил Данилович (р. 1884), баптистский проповедник.
1914 - 1915. Начало войны. Арест группы одесских баптистов, в том числе автора, и высылка их в Нарымский край (Томская губерния). Этапы и тюрьмы. Отношение к баптистам со стороны тюремного начальства и заключенных. Встречи и беседы с политическими и уголовными заключенными. Жизнь на поселении в селе Алатаево Томского уезда. Переезд в Уфу.
4185. Хоменко В. О. Рассказ В[асилия] 0[нисимовича] Хоменко, председателя Киевской общины евангельских] христиан]. - ДХ, 1912, № 3, с. 16 - 39 - В разд.: Народ и борьба против "буквы".
1891 - 1911. Религиозные искания автора, его присоединение к киевской общине баптистского направления (1899). Отказ автора и других членов общины присоединиться к союзу баптистов. Создание ими самостоятельной Киевской общины евангельских христиан (баптистского направления). Разногласия, автора с единоверцами и собственно баптистами, внутренняя жизнь общины.
4186. Андросов М. С. Мое путешествие: Рассказ члена Христианской Общины Всемирного Братства. - В кн.: Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Спб., 1908, вып. 1, с. 74 - 146.
Др. публ. (отрывок). - В кн.: Материалы к истории и изучению русского сектантства. [Женева], 1901, вып. 1.
Андросов Михаил Семенович, закавказский духобор "большой партии".
1895 - 1898. Нелегальная поездка автора к находящемуся в ссылке руководителю духоборов П. В. Веригину. Дорога до Обдорска (Тобольская губерния). Встреча с Веригиным. Возвращение на Кавказ. Встреча в Москве с Л. Н. Толстым (1897), его помощь духоборам. Новая поездка к Веригину и арест автора. Эпизоды из жизни духоборов, дальнейшая судьба автора.
4187. Баев И. Экзекуция: (Рассказ Вани Баева из села Каменки /Записан А. М. Бодянским). - В кн.: Бодянский А. М. Духоборцы: Сб. рассказов, пи
365
сем, документов и статей по религиоз. вопр. Харьков, 1907, с. 5 - 16 (паг. 2 - я).
Баев Иван (около 1864 - 1901), духобор, до переселения в Канаду - житель села Богдановки Ахалкалакского уезда Тифлисской губернии.
Около 1886 - 1898. Духоборы на Кавказе, влияние на их жизнь находящегося в ссылке П. В. Веригина. Разногласия в среде духоборов. Их жизнь и быт. Брак автора с Т. Новокшеновой. Сожжение духоборами оружия около села Богдановка (1895). Постой казаков в духоборческих селениях, их расправа с семьей автора и другими сектантами. Влияние духоборческого учения на духовный облик и жизнь автора.
4188. Бирюков П. И. Мое первое знакомство с духоборцами: (Воспоминание П. И. Бирюкова) /Под ред. В. Д. Бонч - Бруевича - В кн.: Материалы к истории и изучению русского сектантства. [Женева], 1901, вып. 1, с. 159 - 163.
Др. публ. - В кн.: Духоборцы. М., 1908.
Бирюков Павел Иванович (1860 - 1931), писатель, общественный деятель. Зима 1895. Посещение автором совместно с Л. Н. Толстым друзей и брата П. В. Веригина в московской гостинице "Петербург". Внешний вид духоборов, манера держаться, взгляды по отдельным вопросам. Л. Н. Толстой во время беседы с ними.
4189. Вышлов Ф. И. Кавказская жизнь: (Рассказ Федора Вышлова. Записан им самим). - В кн.: Бодянский А. М. Духоборцы: Сб. рассказов, писем, документов и статей по религиоз. вопр. Харьков, 1907, с. 17 - 20 (паг. 2 - я).
Вышлов Федор Иванович, духобор, до переселения в Канаду - житель Карсской области.
1895 - 1898. Отказ от военной службы духоборов Карсской области, их высылка в другие губернии. Положение сосланных. Отношение к ним со стороны властей и местных жителей. Посещение автором ссыльных духоборов.
4190. Дудченко Н. И. Отрывок из воспоминаний /Под ред. и с примеч. В. Д. Бонч - Бруевича. - В кн.: Материалы к истории и изучению русского сектантства. [Женева]. 1901, вып. 1, с. 153 - 158.
Дудченко Николай Иванович (1870 - 1917).
1893 - 1895. Жизнь автора среди закавказских духоборов. Отношение духоборов различных селений к нововведениям (отказ от употребления спиртного, табака, мяса, рыбы, от выкупа за невесту).
4191. Зибаров Н. С. Рассказ духоборца Николая Зибарова. - В кн.: Материалы к истории и изучению русского сектантства. [Женева], 1902, вып. 4, с. 19 - 212.
Зибаров Николай Савельевич.
1895. Посещение автором своего брата и других духоборов, находящихся в Екатериноградском дисциплинарном батальоне за отказ от военной службы. Условия содержания арестованных.
4192. Коныгин Е. Р. Самопожертвенная любовь: Рассказ духоборца. - В кн.: Материалы к истории и изучению русского сектантства. [Женева], 1902> вып. 4, с. 22 - 27.
Коныгин Емельян Романович.
1895. Встреча и беседа с арестованными духоборами в Екатериноградском дисциплинарном батальоне. Местное начальство.
4193. Новокшенов И. Отказ от должности старосты: (Рассказ духоборца Вани Новокшенова, из селения Благовещения /Записан А. М. Бодянским). - В кн.: Бодянский А. М. Духоборцы: Сб. рассказов, писем, документов и ст. по религиоз. вопр. Харьков, 1907, с. 21 - 25 (паг. 2 - я).
1894 - 1895. Положение духоборов на Кавказе, их быт. Сожжение ими оружия. Расселение духоборов по грузинским селениям. Оставление автором должности старосты села Горелое Карсской области. Нравы местной администрации.
4194. Попов В. И. Страдания за истинный путь [духобора] Василия Ивановича Попова /Записан В. Д. Бонч - Бруевичем. - В кн.: Бодянский А. М. Духоборцы: Сб. рассказов, писем, документов и ст. по религиоз. вопр. Харьков, 1907, с. 26 - 29 (паг. 2 - я).
Автор - закавказский духобор.
1895. Отказ автора выполнять распоряжения начальства в селении Богдановка Ахалкалакского уезда Тифлисской губернии. Избиение его тифлисским губернатором Г. Д. Шервашидзе. Пребывание автора в тюрьме и ссылке.
4195. Чевельдеев Н. Посещение братьев в Якутской области: Рассказ духобора Чевельдеева /(Записано со слов рассказчика А. Ш - ой). - В кн.: Духоборцы. М., 1908, с. 102 - 104. - В гл. 3 "Духоборцы в ссылке".
Чевельдеев Николай, закавказский духобор "большой партии". 1899. Проводы в Восточную Сибирь жен ссыльных духоборов. Поездка до Усть - Ноторы Якутской области. Жизнь духоборов на поселении.
4196. Чевельдеев Н. Рассказ духоборца Николая Чевельдеева /Записан Е. П. Н. - В кн.: Материалы к истории и изучению русского сектантства. [Женева], 1902, вып. 4, с. 16 - 19.
Др. публ. - В кн.: Духоборцы. М." 1908.
Об авторе см. № 4195.
Зима 1896. Посещение автором сына и других духоборов в Екатериноградском дисциплинарном батальоне. Состояние их здоровья, отношение со стороны начальства. Перевод духоборов во Владикавказскую тюрьму.
4197. Шерстобитов В. [Письмо к И. М. Трегубову]. - В кн.: Духоборцы. М., 1908, с. 93 - 99. - В гл. 3 "Духоборцы в ссылке".
Шерстобитов Василий, духобор.
1896 - 1898. В письме - воспоминания. Перевод духоборов, в том числе автора, из Екатериноградского дисциплинарного батальона во Владикавказскую тюрьму. Последующая ссылка в Восточную Сибирь. Описание пешего перехода с партией арестантов от Красноярска до устья реки Ноторы Якутской области. Условия жизни и быта на поселении. Отношение к ссыльным духоборам со стороны якутской администрации. Хозяйственная деятельность духоборов.
4198. Щербак А. Духоборы в Канаде. - Перевал, 1907, № 7, с. 18 - 27; № 8/9, с. 39 - 43.
Щербак Антон.
Около 1907. Встречи с переселившимися в Канаду русскими духоборами. Характеристика их жизни, занятий. Преследования со стороны властей.
4199. Артищев И. В. Община духовных христиан "Общих" в городе Баку. - ДХ, 1912, № 11, с. 29 - 35.
Артищев Ион Васильевич, один из руководителей бакинской общины молокан.
50 - е гг. - 1912. Преследования сектантов в Самарской губернии; переселение части молокан в Баку (80 - е гг.). Образование общины "Общих", участие автора в ее создании. Внутренняя жизнь общины, ее обряды, религиозные взгляды, воспитание детей.
4200. Богуш С. К. Из Сватова - Лучка Харьковской губ.: [Возникновение Сватовской общины молокан]. - ДХ, 1911, № 1, с. 58 - 62.
Богуш Семен Климентьевич, основатель Сватовской общины.
1905 - 1911. Формирование религиозных убеждений автора, создание им общины. Обстоятельства ее раскола на баптистов и молокан. Положение в молоканской общине.