Михаил Пришвин
Дневники
1914 г.    1915 г.    1916 г.    1917 г.    1918 г.    1919 г.    1920 г.    1921 г.    1922 г.    1923 г.    1924 г.    1925 г.    1926 г.    1927 г.    1928 г.    1929 г.

Текст приводится по книгам:
 · М. Пришвин. Дневники. 1914-1917. - М.: Московский рабочий, 1991
 · М. Пришвин. Дневники. 1918-1919. - М.: Московский рабочий, 1994
 · М. Пришвин. Дневники. 1920-1922. - М.: Московский рабочий, 1995
 · М. Пришвин. Дневники. 1923-1925. - М.: Русская книга, 1999
 · М. Пришвин. Дневники. 1926-1927. Книга пятая. - М.: Русская книга, 2003
 · М. Пришвин. Дневники. 1928-1929. Книга шестая. - М.: Русская книга, 2004
(электронные версии дневников 1926-1929 гг. не в точности соответствуют окончательному книжному варианту, а представляет его пред-текст)
Автор читает миниатюры:
"Мои тетрадки" прослушивание (mp3 - 6,12Mb)
"Кукушка" прослушивание (mp3 - 1,01Mb)

"Я слышал от Коноплянцева [друг Пришвина], что Розанов начал заниматься Христом, пораженный однажды разговором студентов возле себя, какой то студентик спросил: - А был ли у Христа «член»? С тех пор Розанов всю жизнь и занимался этим, чтобы втянуть Христа в дело повседневной жизни. Совершенно таким же приемом работает и Франс и делает великое, священное дело, потому что как же иначе сохранить мудрецов для потомства? Выходит так: или нам бросить современность и уходить к ним, или же наоборот их пригласить попить с нами чайку за нашим столом. # Я очень близок теперь к своей мысли. Попробую овладеть ей. Положим, что мать любит своего ребенка больше, чем Совнарком, а Ленину Совнарком близок как ребенок матери, что же, по человечеству разве любовь Ленина святее, чем любовь матери? нисколько. А Христос любит человечество. Разве любовь к человечеству святее, чем любовь матери к одному своему ребенку? Тогда почему бы не поравнять все - и любовь к человечеству, и к Совнаркому, и к своему ребенку? Почему бы большим и маленьким не сойтись в равенстве повседневной текучести. Почему отвлеченное свято, и там трагедия человека, а повседневное отдается комедии? # Если на большой улице я так погрузился в себя, что лица смешались, и я не узнал возле себя близкого человека, то это, конечно, мой грех. И всякое учение грешно в том, что оно, приучив нас думать «вообще», создает из нас и людей, рассчитанных на «вообще», значит, жестоких, гордых, себялюбивых." (Из записи от 1 янв. 1927)

По оценкам творчества издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объем собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин (в 1940 году), "форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая". А незадолго до смерти, в 1951 г., оглядываясь на свою жизнь, он признался: "Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников."

Выражаем глубокую благодарность Л.А. Рязановой и Я.З Гришиной, предоставившим возможность электронной публикации дневников М.М. Пришвина.